Ирина Игнатенко
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы.
Игнатенко Ирина
Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге"
Тема: «Путешествие по Уссурийской тайге»
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы Беседа по теме „Путешествие по Уссурийской тайге“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Уссурийск, мой город
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: Познакомить детей с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги, подчеркнуть важную роль растений по внешним признакам и вкусовым качествам. Дать четкое представление о различии между глобусом и картой. Закрепить у детей понятия: Родина, планета Земля, Россия, горы Сихотэ-Алинь, река Уссури. Развивать воображение детей.
Пособия: Глобус, карта нашей страны, карта Приморья, карта города Уссурийск. Слайды гималайского и бурого медведя, птицы кедровки, женьшеня, зарослей папоротника. Спил бархата амурского, листья, береста березы, ветка кедра, шишка кедра, косточки и лиана лимонника.
Ход занятия : Вносится глобус.
-Что это такое?
-Интересно,на что похожа наша Земля (шар, арбуз, мяч)
-А есть ли начало и конец у шара и мяча? Есть ли край?
Значит, Земля наша бескрайняя
-Дети, а в какие цвета окрашен глобус?
(Рассмотреть с детьми глобус. Найти океаны и моря, материки, объяснить,что означают разные цвета. Найти на глобусе нашу страну
-Дети как называется наша страна?
Но наша страна Россия занимает не весь земной шар. Значит,она не бескрайняя. У нее есть границы- южная,северная, западная и восточная.
-А что такое граница?
(Вниманию детей предлагается карта страны. Выясняются ее отличия от глобуса. Находится на карте наш край. Отдельно показывается карта края, карта города. Выясняются их отличия друг от друга, о которых может рассказать карта)
-Ребята,как называется наш край?
- Почему?
Он расположен на восточной границе,у берегов Тихого океана. И большую часть его занимает горный хребет Сихотэ-Алинь.
Сихотэ-Алинь. Какое-то удивительное название. В переводе с языка древних обитателей этих мест означает : горы длинных западных рек. В крае около двух тысяч рек, а самые длинные из них текут на запад (Уссури, Бикин, Иман).
Горные хребты сбегают к берегу Японского моря небольшими горами-сопками. А на сопках растут….
-Какие вы знаете деревья?
Все они растут в тайге.
-Ребята, а кто из вас знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)
-Почему? Потому что в этих местах протекает большая река Уссури.
Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной. Под большими, высокими –деревья поменьше,внизу кустарник, а в просветах между древесными стволами и ветвями кустарника зеленеют травы. Его широкие резные листья похожи на перья огромных зеленых птиц. Ползет,крадучись, между ними лесная кошка, а листья лишь слегка покачиваются.
-А какой в тайге воздух! Представьте, что стоим мы сейчас с вами на глухой лесной опушке. Закрыли глаза и вдыхаем лесной аромат.
- Чем пахнет в лесу?
Оказывается, по аромату таежного воздуха можно определить время года. Ведь в каждое время года,даже в определенный месяц, тайга пахнет по-особенному. Очень пахучи хвойные деревья, листья березы,клена, липы, маньчжурского ореха, листья многих таежных трав. А вот цветы в тайге пахнут слабо.
Много в лесу деревьев высоких и красивых,с толстым прямым стволом. Ветви их пушистые от длинных иголок. И круглый год зеленые.
(Детям показываю ветку кедра-сосны корейской)
-Что это за дерево?
-Чем пахнут кедровые иголки?
(Дети нюхают веточку и определяют,что она пахнет смолой. Если есть,можно рассмотреть и шишку,капельки застывшей смолы на ней)
Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная. В старину ее называли живицей. Если ею помазать резаную рану, то рана не загноится и быстро заживет. А если в кедровом бору подольше походишь – от простуды вылечиться сможешь. Не любят микробы гриппа аромата хвои,простудные микробы погибают.
Люди в старину любили из древесины кедра строить. По-особенному легко они чувствовали себя в таких домах.
На верхних ветках кедра большие шишки вырастают. Осенью в них орехи поспевают.
-А вы любите такие орешки?
-Дети,а вы замечали,что если съешь горсть очищенных кедровых орешков, то совершенно не хочется больше есть?
Оказывается,орешки не просто вкусны,но еще и очень полезны и сытны, так как в них очень много масла. Эти замечательные плоды кедра любит не только человек, но и зверье лесное.
-Дети,а кто из лесных обитателей не прочь полакомиться плодами кедра?
(Белка, бурундук, медведь,кабан,птицы)
Показать детям слайд гималайского медведя
Белогрудый мишка
Очень любит шишки.
Где тайга кедровая,
Там его столовая
Этого медведя еще часто называют черным или белогрудым.
-Почему?
-Дети,а еще какого медведя,живущего в нашей тайге,вы знаете?
-Верно, бурый (показать слайд бурого медведя)Он тоже не прочь полакомиться вкусными орешками.
-Дети,а что умеет делать этот медведь?
-Где вы за ним наблюдали? (В цирке)
Хоть и косолапый,но этот мишка очень ловкий и хитрый. А самые большие любители кедровых орешков среди птиц –кедровки (слайд)
-Почему кедровку часто называют помощником лесовода?
-Ну, а сколько же лет живет кедр?
Есть в тайге великаны, которым по 500 лет. Еще и наших бабушек на свете не было,а эти кедры были почти такими же, как сейчас. Много видали они на своем веку. А сколько тайфунов они выдержали!
-Дети,вы слышали такое слово? Что оно означает?
Это китайское слово. В переводе на русский язык –большой ветер. Но это не только большой,очень сильный ветер, это и дождь сплошной, потоками,от которого страшные наводнения бывают.
Много интересного могли бы порассказать нам старые кедры, надо только постараться услышать среди лесного многоголосья их шепот. А кому-то,может быть, их голос покажется тихим звоном,особенно если прижаться к нему ухом и затаиться.
В заключении игровой момент.
Дети становятся в круг. Первый ребенок,например,становится землей. В руке у него клубок (впереди)веревки. Кто-нибудь называет то, что растет на земле (кедр).Первый,держа в руке конец веревки,кидает клубок другому. Третий называет того,кто ест кедровые орешки. Клубок кидают к нему. И так далее. Желательно вовлечь в игру 10-15 детей. Потом внезапно исчезают одно-два из звеньев образовавшейся цепи (например,срубили кедр, застрелили птиц)Тот,кто выбывает, отпускает веревку,биологическая цепь рушится. Такие цепи могут быть разные. Дети видят единство и взаимозависимость всего живого в мире.
Итог занятия. Анализ.