Мария Николаевна Фадеева
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Удивительный мир растений»
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить детей с разнообразием мира растений.
Задачи:
Образовательные: Учить детей делить растения на группы : деревья, кустарники, травы, цветы, культурные растения, дикорастущие растения. Упражнять детей в определить названий растений и частей их строения (корень, стебель, листья, цветок, познакомить детей с профессиями садовника и огородника.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы „Удивительный мир растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Закрепить ранее полученные знания о растительном мире : деревья, кустарники, овощи, фрукты, плоды, о значении растительности в природе. Развивать у детей память, связную речь, мышление.
Воспитательные : Воспитывать у детей доброту, прививать чувство сопереживание и сопричасностни к природе, формировать бережное отношение к природе. Совершенствовать речь детей, расширять запас словаря.
Планируемые результаты: дети знают, что такое флора, имеют представления о культурных и диких растениях, могут объяснить, чем они отличаются. Называют части строения растений (корень, стебель, листья, цветы, умеют классифицировать: лиственные и хвойные деревья; культурные и дикие кустарники; делят на группы овощи и фрукты. Называют профессии садовника и огородника, могут описать род их деятельности. Сопереживают природе и хотят оказать ей посильную помощь.
Активизация словаря детей : флора, цветущие растения, деревья (лиственные, хвойные, кустарники (культурные, дикорастущие, корень, росток, стебель, листья, почки, шипы, садовник, огородник, плоды, фрукты, овощи, ягоды, урожай.
Методы и приемы: Словесные. Наглядные. Игровые.
Формы работы: групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная.
Материалы и оборудования: телефон, аудиозапись голоса феи Флоры, ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, картинки с изображением хвойных и лиственных растений, «зашумленные» картинки овощей и фруктов, цветные карандаши, листы чистой бумаги для рисования, аудиозапись пения птиц.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о растениях, рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, деревья, кустарники. Рассматривание, цветов, деревьев, кустарников, сада и грядок огорода во время прогулок по территории детского сада, прослушивание пение песен, отгадывание загадок, рассматривание картинок с изображением садов и огородов, беседа о пользе растительности на Земле.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель : Добрый день, дорогие друзья! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй планета Земля!
Здравствуй родная семья!
Проблемная ситуация
У воспитателя раздается телефонный звонок. Он отвечает на него.
Воспитатель : подождите, подождите! Я сейчас включу громкую связь!
Фея «Флора» : Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, как хорошо, что я смогла дозвониться вашему воспитателю в детский сад. Я маленькая фея – защитница природы, меня зовут «Флора», я слежу за всеми растения на планете и помогаю им. Я недавно узнала, что на самом деле назвала меня Матушка Природа так не случайно. Но почему именно так я не знаю и мне не у кого спросить. Сейчас Матушка Природа очень занята и не может мне рассказать, почему она назвала меня именно так. Но она прислала мне письмо на электронную почту с подсказками. Только, к сожалению, я так ничего и не поняла. Может быть, вы знаете или поможете мне ответ на этот вопрос?
Воспитатель : Ребята, вы знаете ответ на этот вопрос?
Дети: Нет, но хотим помочь фее Флоре.
Воспитатель : тогда давайте, вместе свяжемся с феей по видеосвязи и попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Основная часть
Дети садятся на свои места, а воспитатель включает презентацию.
Первый слайд: Фея Флора: «Как же здорово, что вы согласились мне помочь! В этой презентации вы найдете все подсказки, которые дала мне Матушка Природа»
Воспитатель : Итак, ребята, если вы готовы, то мы начнем.
Второй слайд:
Твое предназначение, Детя мое, - оберегать растения!
Третий слайд: каждое растение имеет строение. Дети, кто знает, из каких частей состоит растение?
Дети: корень, стебель (ствол, листья, цветы (плоды).
Воспитатель : вы абсолютно правы, у всех растений есть корень, стебель или ствол, листья или хвоинки, а у некоторых еще и цветы. Четвертый слайд. У цветка есть лепестки и тычинки, после того как цветок отцветает у растения начинает формироваться плод, и как правила уже к середине лета плоды созревают и их урожай можно собирать. А некоторые плоды, такие как ягоды мы можем собирать еще в начале лета (в июне, это такие ягоды как клубника (земляника, или например, быстро созревающие овощи: редис (в июне, огурцы (начиная с конца июня, помидоры (уже в июле) и пр. Для того чтобы плоды сформировались необходима работа насекомых. Кто из вас знает, какая?
Дети: опыление.
Воспитатель : правильно, какие же насекомые могут опылять растения?
Дети: пчелы, осы, шмели, иногда муравьи, жуки и бабочки.
Воспитатель : верно, ребята, а знаете ли, вы как распространяются семена растений?
Дети: Их переносит ветер, птички и пр.
Воспитатель : верно, семена диких растений разносят птицы и ветер, они попадают в землю, дождь их поливает, солнце согревает, семена в земле дают корень и росток, из ростка появляется стебель, затем листья и цветы, а после плоды.
Как вы думаете, каких видов могут быть растения? (Ответы детей). Пятый и шестой слайды.
Воспитатель : девочки, назовите виды цветов (если девочки затрудняются ответить, помогают мальчики)
Дети: садовые, полевые, лесные Седьмой и восьмой слайды.
Воспитатель : мальчики, назовите виды деревьев (если мальчики затрудняются ответить, помогают девочки).
Дети: лиственные и хвойные. Девятый, десятый и одиннадцатый слайды.
Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Лиственные - хвойные -» девочки и мальчики по команде (под фонограмму пения птиц) должны разделить картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев (девочки выбирают лиственные, а мальчики хвойные деревья). Как только пение птиц прекращается игра заканчивается и дети проверяют результат.
Воспитатель : скажите дети, какие бывают виды кустарников?
Дети: садовые или культурные и дикорастущие. Двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый слайды.
Воспитатель : отлично, вы правы. А теперь скажите мне, чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
Дети: за культурными растениями ухаживает человек, а дикорастущие не нуждаются в помощи людей.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки покачал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Воспитатель : ребята, как вы уже знаете, растения могут быть дикорастущими и культурными. Мы с вами разобрали, что есть садовые кустарники. Скажите, только ли кустарники растут в саду?
Дети: нет, в саду могут расти еще и деревья.
Воспитатель : а какие деревья растут в саду? (дети перечисляют деревья). Как их можно назвать одним словом, и почему?
Дети: плодовыми, потому что у них есть плоды: яблоки, груши, сливы, вишни, персики и пр.
Воспитатель : верно, ребята, а как можно назвать плоды всех деревьев одним словом?
Дети: фрукты.
Воспитатель : дети, а где еще могут расти культурные растения?
Дети: в огороде на грядках.
Воспитатель : верно, ребята, а какие растения могут расти на грядках (дети перечисляют) и как их можно назвать одним словом?
Дети: овощи.
Воспитатель : отлично, а скажите, как называют людей, которые трудятся в саду и огороде.
Дети: в саду за растения ухаживает садовник, а в огороде – огородник.
Воспитатель : верно, предлагаю сейчас поработать в парах. Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Овощи» :
Вырос у нас чесночок, (Дети разминают пальчики по очереди)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали. (имитируют движения руками по тексту)
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили, (перечисляют пальчиками)
С дачи домой увозили. (имитируют руками движения руля)
Прощай же на год, Наш друг-огород (помахали руками на прощания)
Работа в парах подгруппами «Зашумленные картинки»
Воспитатель : У вас на столах лежат зашумленные картинки, на которых изображены фрукты и овощи. Одна подгруппа (первый ряд) парами раскрашивают только фрукты, вторая подгруппа (второй ряд) парами раскрашивают только овощи.
Воспитатель : справились с этим заданием молодцы. Давайте обменяемся своими работами рядами и проверим друг друга. (дети проверяют друг друга и комментируют правильность выполнения работы).
Индивидуальная работа «Нарисуй растение»
Воспитатель : хорошо продолжаем занятие. Сейчас я попрошу каждого из вас схематично нарисовать любое растение со всеми его частями. Берем листочки и цветные карандаши приступаем к работе.
Рассматриваем рисунки, приглашаю одного желающего к доске описать свой рисунок.
Воспитатель : отлично. Давайте подумаем, какую же пользу приносят людям все растения и зачем они нужны?
Дети: растения очищают воздух, являются кормом для животных, нужны человеку для пропитания.
Воспитатель : вы абсолютно правы. Ребята, а вот и ответ на вопрос феи. Пятнадцатый слайд все растения планеты в совокупности ученые называют флорой.
Заключительная часть
Шестнадцатый слайд мы прощаемся с Феей Флорой. И подводим итог.
Все растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы, люди, дышим. Все леса Земли именно поэтому называю легкими планеты. Из деревьев делают бумагу и мебель. Многие дикорастущие растения даже некоторые из них, для человека ядовитые, являются пищей для животных. Цветущие растения радуют нас своей красотой и ароматом. Люди выращивают в садах и огородах культурные растения которые дают человеку фрукты и овощи, они необходимы нам для полноценного сбалансированного питания. Именно поэтому человек и природа неразделимы, и мы как настоящие друзья и ценители природы должны помогать природе и нашей знакомой Фее Флоре. Но как мы это можем сделать?
Дети: ухаживать за растениями, не рвать полевых цветов, высаживать деревья, кустарники и цветы.
Воспитатель : все правильно, вы большие молодцы, а тем временем наше занятие подошло к концу. Скажите, что мы на занятии с вами делали?
Дети: помогали фее Флоре узнать, почему именно так назвала ее Матушка Природа.
Воспитатель : правильно, удалось ли нам это сделать?
Дети: да.
Воспитатель : что нового вы узнали на занятии? (ответы детей). Если наше занятие показалось вам увлекательным и интересным поднимите руки высоко вверх, если было сложно и что-то не понятно, положите ладони на щечки.
Если были дети, которые положили ладони на щечки, разбираю с ними сложности.
Воспитатель : вы все большие молодцы, хорошо потрудились сегодня! Спасибо за занятие. Я предлагаю сегодня принять участие в оказании помощи Фее Флоре, во время прогулки посадить кусты роз.
Практическая работа на улице: высадка роз, в подготовленную почву высаживаем кусты роз, предварительно, выкопав и полив лунки, затем рассматриваем строение саженца розы, рассматриваем корень, стебель, почки, из которых в будущем появятся листья и обсуждаем особенность роз шипы (колючки, делаем предположения для чего они розе. После высадке черенков, обильно поливаем водой.
Воспитатель : молодцы, ребята, спасибо за отличный труд!