Хеликова Татьяна
Конспект занятия по экологии «Зарядка аквариума» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии «Зарядка аквариума» для детей 12 – 17 лет с ОВЗ
Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок.
Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши;
Публикация «Конспект занятия по экологии „Зарядка аквариума“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Развивать наблюдательность при рассматривании рыбки и лягушки. Воспитывать бережное отношение к живым объектам.
Материал и оборудование: банка с водой и рыбкой; аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла, ноутбук, звукозапись Д. Долей «Одинокий пастух».
Ход занятия:
Дети получают записку от Незнайки. Он пишет, что приготовил подарок – банку с водой, а в ней красивая бабочка – и спрятал в группе.
Дети начинают искать подарок и находят банку с рыбкой.
Ребята, какая она красивая! Откуда ты взялась? Ей, наверно, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!
Незнайка пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете?
(Выслушивает ответы детей.)
Загадка поможет вам ответить:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.
(Рыба)
Незнайка перепутал, бабочек в воду не сажают. Нужно помочь ему узнавать рыб и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами.
Вопросы:
1. Как себя чувствует рыбка?
2. Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало.)
3. Что она делает?
4. Что помогает рыбке плавать?
5. Где находятся плавники?
6. Сколько плавников?
7. Какой из них самый красивый?
8. Как вы думаете, на что он похож?
Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на ее легкость, прозрачность; ткань струится, летает). Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки, похоже на эту ткань? (ответы детей)
Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост.
Красивое название? И рыбка красивая. Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок. (Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников.)
Ребята, что, кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке?
Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? (Вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя.) Какие у рыбки глаза, и где они расположены? Какой рот? Чем дышит рыбка?
Физкультминутка: «Рыбка»
Ребята, где вы раньше видели таких рыбок?
(в аквариуме.)
Каких еще рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме?
Экологическая игра: – дети находят карточки с аквариумными рыбками и водорослями, моллюсками и рассказывают: скалярия, меченосец, золотая рыбка, гурами, элодея, валлиснерия;
Ребята, теперь вы можете назвать ее дом.
(аквариум.)
Ребята, надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке:
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. (Вода)
Ребята, что вы знаете о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт в горшочки. Сверху грунт засыпают промытым речным песком, насыпают промытый речной песок на дно аквариума.
Где в аквариуме надо помещать водоросли? (Ближе к свету – середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служат зеленым кормом.)
Наливать воду осторожно, тонкой струей. Вода перед заливкой отстаивается, комнатной температуры. Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы ухода за аквариумом и его обитателями, обсуждается их назначение. Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используют специальное устройство, которое поставляет в воду кислород. (Включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде).
Ребята, вы уже знаете, для чего в аквариуме рамочка. Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм – дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.
Ребята, давайте нашу рыбку из банки, перенесем в аквариум. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.
При детях педагог ловит рыбку сачком, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.
Ребята, насыпьте в кормушку корм и легонько постучите по аквариуму. Если рыбка слышит наш стук, и в одно и то же время давать ей корм, можно выработать у нее привычку. На стук она будет подплывать к кормушке.
Аутотренинг
Ребята, вы утомились, волновались, пока помогали рыбке найти и обустроить дом. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (Д. Долей «Одинокий пастух»).
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый,
Свежий воздух,
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
Ребята, можно ли рыб назвать водными обитателями? Что им помогает постоянно жить в воде? Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Почему сложилась поговорка «как рыба в воде»?
Послушайте загадку:
В воде плавает, но не рыба,
На земле прыгает, но не заяц
(лягушка)
Лягушка приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное).
Может ли лягушка быстро плавать в воде? Какие особенности строения помогают ей в этом? Можно ли ее назвать быстроплавающим животным?
Игра-соревнование между двумя группами детей – кто даст больше правильных ответов на вопросы:
чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга?
чем рыбы и лягушки похожи между собой?
Дети! Вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева? (Считали годовые кольца на стволе дерева)
Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно тоже определить возраст рыбы.
Положите чешуйки на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
В свободное время предложить детям нарисовать понравившуюся рыбку или ее дом.
Рефлексия: «Закончи предложение»
-Я думаю, что после сегодняшней беседы….
- Я надеюсь, что в будущем …
- Мне все было непонятно …
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…
-Мне все понравилось…
-Мне запомнилось….
-Самым неожиданным для меня было….
- Самым интересным было….
- Оказывается….