Ирина Основина
«Волшебница вода». Конспект занятия по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Волшебница вода"
Цель: уточнение и расширение знаний детей о воде и её свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- узнать, где на планете «живёт» вода;
- закрепить знания детей о том кому нужна вода;
- определить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса;
- доказать, что вода может менять цвет, вкус и запах в зависимости от добавленного в неё вещества;
- формировать и обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление;
- развивать умение определять последовательность исследовательской деятельности, делать выводы и анализировать результаты;
- развивать связную речь
Воспитательные:
- воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности;
- воспитывать культуру поведения при работе в группе, уважительное отношение ко всем участникам процесса.
Оборудование и материалы:
Вода питьевая, стаканчики одноразовые прозрачные, мерные ложечки, соль, сахар, кофе растворимый, предметы для определения прозрачности воды. Фартуки для работы в лаборатории. Карты – схемы для проведения опытов и фиксации результата. Слайд – презентация «Где живёт вода в природе?». Картинки для дидактической игры «Кому нужна вода».
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека и живых организмов.
2. Загадывание загадок о воде.
3. Дидактические и подвижные игры.
4. Просмотр фильма «Состояние воды в природе».
Ход занятия.
Вводная часть
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло,
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг:
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте:
Здравствуйте!»
Ребята, посмотрите, у нас в группе появились какие-то странные следы…Интересно, куда же они ведут? Предлагаю пойти по следам и выяснить это.
(Идём по следам, находим коробку с глобусом).
Основная часть.
- Ребята, посмотрите здесь какой-то предмет. Кто знает, что это? (ответы детей). Правильно, это глобус – маленькое изображение нашей планеты Земля.
- Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одного цвета – какого? (голубого). Что на глобусе обозначает голубой цвет? (ответы детей) Правильно, воду! Нашу планету еще называют “Голубая планета”. На ней очень много воды. А как вы думаете, где на нашей планете «живёт вода?» (ответы детей)
Давайте посмотрим! (показ слайд презентации)
- А как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей). Сейчас я вам предлагаю поиграть.
«Дидактическая игра «Кому нужна вода?» (Правила: в конвертике находится две картинки, например, стул и рыба, выбрать нужное изображение и повесить на стенд и объяснить свой выбор).
Дети выполняют задание.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперёд, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (круги двумя руками вперёд)
Одной, другой — это кроль. (круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как один, плывём как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Сейчас, ребята, я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы детей) Правильно, проводят опыты. Мы сейчас станем маленькими учёными, проведём опыты, где узнаем о свойствах воды, имеет ли она вкус, запах и цвет. Вы готовы поэкспериментировать? (ответы детей)
Но сначала давайте вспомним правила поведения:
- надеть защитную одежду (фартук)
- не кричать
- не мешать товарищу
- внимательно смотреть и слушать
- аккуратно работать с исследуемым материалом
- задавать вопросы и делать выводы.
Опыт 1 «Имеет ли вода вкус?»
Я предлагаю вам провести опыт и узнать имеет ли вода вкус.
Для этого, ребята, у вас в стаканчиках налита вода, попробуйте воду, какой у нее вкус? (ответы детей). Вода не имеет вкуса! А теперь добавьте в стаканчик с водой ложку соли или кусочек сахара. Попробуйте, что-то изменилось? Ответы детей (вода стала сладкая, вода стала солёная). Добавив в воду вещество, мы изменили её вкус.
Вывод: вода не имеет вкуса, но принимает вкус того, что в ней растворено!
На доске выставляется схема.
Опыт 2 «Имеет ли вода запах?»
В ходе следующего опыта определим, имеет ли вода запах.
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Она чем-то пахнет? (ответы детей). Вода не имеет запаха!
Теперь добавьте в воду дольку чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что-то произошло, изменилось? Ответы детей (вода изменила запах, пахнет чесноком). Вода стала пахнуть чесноком!
Вывод: вода не имеет своего запаха, но может пахнуть веществом, которое в него добавили.
На доске выставляется схема.
Опыт №3 «Какого цвета вода?».
Ребята, посмотрите внимательно на воду, как вы думаете, каким цветом вода? Положите в стакан с водой любой предмет. Мы его видим? Ответы детей. Делаем вывод, что вода прозрачная и не имеет цвета! А сейчас попробуйте добавить в воду кофе. Что изменилось? Ответы детей. Вода изменила цвет!
Вывод: вода прозрачная, но может приобретать цвет растворённого в ней вещества.
Итог занятия
Подвести к доске, где вывешивали схемы в ходе занятия.
- О чём мы сегодня с вами говорили? (о воде)
- Что мы выяснили о воде? (прозрачная, нет имеет запаха, не имеет вкуса).
- Какие есть свойства у воды? (может приобретать вкус того, что в ней растворено, запах, приобретать цвет растворённого в ней вещества).
- Кому нужна вода? (Вода нужна всему живому. Вода – это жизнь)
Рефлексия:
- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
- Что было самым интересным для вас?
- Может быть вам что-то было не интересно? Почему?
Вы большие молодцы, ребята! Отлично поработали в лаборатории!
А сейчас давайте поблагодарим и попрощаемся с нашими гостями!