Жанна Черепанова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Мы маленькие защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы маленькие защитники природы»
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.
Обучающие задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Мы маленькие защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Развивать связную речь.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому.
Методические приемы: наглядные, практические, словесные, игровые.
Словарная работа:
Обогащения словаря: глобус.
Активизация словаря: эколята, Шалун, Умница, Тихоня, Елочка, природа.
Демонстрационный материал:
Глобус, картинка «Леса», контейнеры с измельчёнными продуктами.
Раздаточный материал: Дидактическая игра: «Воздух, земля, вода», пакеты, трубочки, стаканчики с водой, раскраски «Берегите природу».
Предварительная работа: Наблюдение за природой, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, картин, чтение художественной литературы о природе.
Ход ООД:
Ребята, посмотрите, сколько тут гостей, давайте поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья. (Здравствуйте)
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её.
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло - голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
В: Кто скажет, что же такое природа?
Д: Это мир который нас окружает.
В: Ребята, а что именно нас с вами окружает в природе?
Д: Океаны, моря, озера, реки, деревья, кусты, цветы, животные, птицы, горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыня, ветер, дождь, снег, туман.
В: Ребята, природу надо охранять и защищать? Почему?
В: Ребята у нас с вами есть друзья, они живут в лесу и помогают защищать нам природу.
Д: Эколята.
В:Как их зовут?
Д:Шалун,Умница,Тихоня,Елочка.
В: Кто такие эколята?
Д: Друзья и защитники природы.
Вдруг дети слышат стук дверь и заходит Ёлочка.
В: Смотрите, кто к нам пришел в гости?
Д: Ёлочка
В: Правильно! Как вы догадались?
Д: У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками.
Ё лочка : Здравствуйте ребята, я Ёлочка весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Я часто захожу в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Сегодня я пришла к вам в гости и хочу посмотреть, как дети занимаются, играют.
В: Ёлочка, ты оставайся с нами. А дети нашей группы расскажут тебе как они умеют охранять и защищать природу.
Воспитатель показывает глобус детям
В: Что это такое?
Д: Глобус – это макет нашей планеты Земля.
В: Какой формы Земля?
Д: Она круглая похожа на шар.
В: Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Д: Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
В: Много ли на нашей планете воды?
Д: Воды больше, чем суши.
В: Каким цветом она обозначена на глобусе?
Д: Вода обозначена синим, голубым.
В: Ребята, у каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. А как можно назвать наш общий дом?
Д: Земля
В: Наш общий дом – это планета Земля.
Дидактическая игра: «Воздух, земля, вода»
Дети выбирают картинку с изображением птицы, рыбы, животного, насекомого и помещают их в определенную среду обитания.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в один из уголков природы. Закройте глаза, и я перенесу вас в этот уголок.
(Аудиозапись «Звуки леса»).
Воспитатель выставляет картинку «Лес»
В: Ребята, куда мы попали?
Д: В лес.
Дыхательная гимнастика
Работа над силой голоса.
Дует лёгкий ветерок (тихо) : «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко) : «У-у-у-у-у». (3раза)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
Весенние листочки на веточках висят, весенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».
В: Ребята, для чего нам нужен лес?
Для кого еще лес является домом?
Д: Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
Игра «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «Да», если плохо, то все вместе кричим «Нет»!
Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нет)
Сажать деревья в лесу? (Да)
Ходить и топтать на полянках траву? (Нет)
Ходить по тропинкам? (Да)
Рвать большие букеты цветов? (Нет)
Любоваться цветами? (Да)
Собирать грибы, ягоды? (Да)
Шуметь в лесу? (Нет)
Оставлять в лесу мусор? (Нет)
Разжигать костер в лесу? (Нет)
Разорять птичьи гнезда? (Нет)
Любить свою природу,
И помогать природе (Да)
Физкультминутка «В лесу»
Мы шли, шли, шли.
(Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища.)
Землянику нашли.
Сели, поели и опять пошли.
(Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.)
Мы шли, шли, шли,
Наконец, мы пришли.
В: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты, она дает человеку то, без чего жить не возможно.
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Д: Нет
В: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце?
Д: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло.
В: А кому оно дает свое тепло?
Д: Животным, растениям, людям.
В: А без воды можно прожить?
Д: Нет
В: А кому нужна вода?
Д: Растениям, птицам, животным, рыбам, людям.
В: А нам в детском саду нужна вода?
Д: Да, умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать белье, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед.
В:Где мы можем увидеть воду?
Д:В океане, море, озере, в почве.
В: На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать?
Дети: Беречь.
В: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
Д: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.
В: А от чего оберегать?
Д: От загрязнений.
В: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
В: А без воздуха можем мы прожить?
Д: Нет
В: А давайте проверим, можно ли его увидеть, почувствовать, услышать. Я предлагаю вам стать исследователями. Вы знаете кто такие исследователи?
Д: Исследователи – это ученые, которые что – то изучают.
Картинка с изображением исследователей.
В: А где же работают исследователи?
Д: В специальных зданиях.
В: Правильно, исследователи работают в специальных зданиях, которые называются лабораторией.
Картинка с изображением лаборатории.
В: Ученые, которые работают в лаборатории, называются лаборантами.
Картинка с изображением лаборантов.
В:Посмотрите, они в специальной одежде, работают с различным материалом и оборудованием. Сейчас мы тоже с вами отправимся в лабораторию, где мы будем исследовать воздух.
1. Эксперимент «Задержка воздуха»
В:Давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться).Чего вам не хватало (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
2. Эксперимент «Поймай воздух»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух невидимый, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы его сможем увидеть.
3. Эксперимент «Узнай по запаху»
В: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Д: Без вкуса.
В: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Д: Без запаха.
В: Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.
Дети закрывают глаза, воспитатель открывают емкости с измельчёнными апельсином и чесноком. Дети определяют запах.
Вывод: Воздух переносит запахи.
3. Эксперимент «Увидим воздух»
В: Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой. Что мы видим?
Д: Пузырьки.
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: воздух есть внутри нас, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Воздух легче воды, поэтому он выплывает на поверхность в виде пузырьков.
В: И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. Друг природы – это тот человек, который любит, бережёт и охраняет её.
И сейчас дети расскажут стихи.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Такая планета нужна нам с вами!
В: Молодцы ребята, вам понравилось играть, отвечать на вопросы. А тебе Ёлочка понравилось у нас в детском саду?
Ё лочка :Спасибо, вам ребята, было очень интересно с вами. Расскажу своим друзьям эколятам, как интересно было в детском саду.
И я хочу вам подарить раскраски «Берегите природу!»
Дети: До свидание, Ёлочка!