Екатерина Бадретдинова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Расскажи, как мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в подготовительной группе «Письмо в Африку»
Интеграция образовательных областей: «познание»; «коммуникация»; «физическая культура»; «художественное творчество»; «социализация»; «безопасность».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская коммуникативная, продуктивная.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Дидактическое обеспечение (ресурсы) : конверт с письмом, ватман, мольберт, маркеры, мяч, портрет Мубамбы, кормушка, силуэты птиц, дид. игра «Животные нашего края», схема описания времён года. аудиозаписи звуков природы
Цель:. Закрепить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Программные задачи:
1) Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже;
2) Расширять и активизировать словарь признаков по теме «Зима»;
3) Развивать логическое мышление, слуховое внимание;
4) Составлять рассказ используя опорную схему (мнемотаблице) .
5) Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям другой национальности.
Воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к ней.
Ход занятия:
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Исэнмесез!
Стук в дверь.
1. Оргмомент.
- Ребята. Посмотрите. К нам пришло письмо. Интересно. От кого оно? На конверте написано: «Африка. Мубамба». Вы знаете, кто такой Мубамба? Я тоже не знаю. Сейчас мы посмотрим, что в письме… (распечатывает конверт, бегло просматривает письмо)
- Ага, всё понятно… Ребята, Мубамба – это мальчик. Он живёт в Африке. Сейчас я прочитаю вам его письмо. Но он очень плохо знает русский язык, поэтому в его письме много ошибок. Эти ошибки нужно исправить. Поэтому если вы заметите ошибку, сразу поднимайте руку!
2. Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мубамба. Я живу в далёкий Африка. У нас в Африке есть все времена года: и лето, и осень, и зима, и весна. Но погода всегда одинаковый – очень жарко. И никогда не бывает белая снега. А я слышал, что русский зима – очень красивый время года. Я очень вас прошу: расскажите мне про русский зима, про природу вашего края : как зимой выглядит земля, небо, деревья, что делают птицы, животные, человеки. Я надеюсь, письмо у вас получится очень длинная и интересная. Желаю вам хорошая здоровья. До свидания. Мубамба».
Посмотрите, в конверт он даже вложил свою фотографию!
3. Настрой на контроль за своей речью. Ребята, надо выполнить его просьбу. Давайте мы расскажем Мубамбе, о природе нашего края зимой. Свой рассказ мы запишем на видеокамеру Только предложения надо составлять красивые, развёрнутые.. Перед тем, как мы будем записываться на видеокамеру, напоминаю вам наше главное правило:
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно,
Чтоб было Мубамбе понятно! Повторите! Дети хором проговаривают правило.
-Ребята,что же мы сможем рассказать о природе нашего края. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. А как называется наш родной край? В чем вы видите его красоту (в полях. лесах. реках.)
- С чего же начнем описывать природу нашего края? Давайте отправимся в лес
А пока мы идем в лес расскажите о правилах поведения в лесу. В какой лес мы пришли (зимний)? Дети подходят к импровизированному лесу. На экране изображение леса-
Воспитатель: Давайте поприветствуем нашу природу.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй матушка-земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: кто в лесу наши друзья?
Дети: Деревья, птицы, звери.
. Звучат звуки леса. (метель, скрип, и т. д.) -Лес доставляет людям огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес. Жизнь леса зависит от каждого, кто бывал в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.
Лес какой? (заснежанный) Значит весь в снегу.
Воспитатель: Возьмите снег в обе ладошки и подуйте на одну очень сильно. а на другую тихо. Какой снег? (пушистуй,холодный,легкий,липкий,белый, легкий. Назовите деревья растут в нашем лесу?
«Узнай по описанию»
Могучий, раскидистый, толстый, огромный, сильный – дуб
Стройная, белоствольная, тонкая, красивая, нежная – берёза
Зелёная, колючая, пушистая, смолистая – ёлка
Весною, летом загорала, осенью надела красные кораллы – рябина
Проводится игра «С какой ветки детки?» Проводится на экране проектора.
Воспитатель:- Кто же еще наши друзья в лесу? А сейчас поговорим о птицах нашего края. Жить без птиц было бы скучно. Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение!
- Ребята, расскажите, что вы знаете о птицах нашего края?
Ребенок 1: - На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием.
Ребенок 2: - Круглый год в лесу живут синицы, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости- снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотой своего голоса.
Ребенок 3: - Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. Постоянный обитатель леса – пестрый дятел – исключительно полезная птица, и человек охраняет ее.
- Филин любит жить в лесной глуши. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки, вороны, сороки.
- Ребята. Какую пользу птицы приносят лесам? (уничтожают вредных насекомых и тем самым продлевают жизнь лесам).
.А как вы думаете,как птицам приходится зимой (голодно, холодно) А чем мы можем помочь? Правильно развешивать кормушки, подкармливать птиц.
Д/ и: «Накормим птиц» Дети выбирают зимующих птиц и закрепляют на кормушке.
Как животные приготовились к зиме, что живут в нашем лесу? Каких животных мы не встретим зимой в лесу? Почему? (медведи,ежи,барсуки – в спячке, другие они поменяли шубку на более теплую и пушистую, наготовили запасов)
Дид. игра «Животные нашего края»
Детям раздаются листы на которых изображены разные животные, им нужно обвести только тех животных,которые обитают в Татарстане. (лев. медведь, волк. песец, белый медведь и т. д.)Объяснить почему?
Назовите животных. которые обитают в Татарстане на татарском языке
Воспитатель: Ребята вы устали, давайте немного отдохнем!
Физминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Дети оказываются возле реки (водоема)
Воспитатель: А какие реки вы знаете? (Волга, Белая, Вятка, Кама) =Что происходит с реками и озерами зимой. (они покрываются льдом)
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а как называют человека, который ловит рыбу? (Рыболов или рыбак ловит рыбу).
Правильно. Вы знаете, вот у меня в коробке есть улов. Но вот как-то всё перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Давайте мы с вами соберём картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки. (Воспитатель раздаёт детям конверты с разрезанными картинками и маленькими целыми картинками обитателей морей и рек. Каждый ребёнок собирает свою картинку).
Кого же поймали наши рыбаки? (Дети называют, кто у них на картинках и составляют по два-три предложения к ним).
- У меня на картинке рыба-ёрш. Это речная рыба.
- У меня – медуза. Она живёт в море. Медуза скользкая и может обжечь.
- У меня акула. Она хищник. Живёт акула в морях и океанах.
-У меня на картинке рак. Он живёт в реке. У него есть клешни.
- На моей картинке осьминог. Он живёт в море. У осьминога есть щупальца. Осьминог может менять свой цвет.
- На моей картинке морская звезда. Она передвигается по дну моря или океана. Морская звезда может менять свой цвет.
- У меня на картинке морской конёк. Он живёт в море.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились со своим заданием.
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие.
4. Анализ схемы описания времени года.
При написании письма нам поможет эта схема. Давайте вспомним, что означает каждый символ?
Воспитатель: Я вас буду снимать на видеокамеру. а вы будете произносить предложения Написание письма. - Итак, с чего начинается любое письмо? Правильно, с приветствия и вступительных слов. Дети произвольно высказываются.. Каждый ребёнок говорит отдельную фразу, опираясь на мнемотаблицу.
Приблизительный текст общего рассказа приводится ниже.
«Здравствуй, Мубамба! Мы получили твоё письмо. Выполняем твою просьбу. .Зима – это замечательное время года! Она бывает морозная, вьюжная, снежная, холодная, студеная. На земле лежит снег. Он белый, скрипучий, пушистый и холодный. Солнце светит, но не греет, потому что находится близко к горизонту. На улице холодно, морозно. В пасмурную погоду дует холодный ветер, поёт песни вьюга. Лежат сугробы. Речка покрыта толстым льдом. Многие птицы улетают в тёплые края, но остаются снегири, синицы, воробьи. Люди надевают тёплые шапки, шубы, валенки. Дети катаются на лыжах, санках, коньках. Зимой мы празднуем Рождество, Новый год…» (и т. д.)
6. Ребята, а помните, мы с вами вырезали картинки о зиме, о ваших любимых зимних забавах и праздниках. Я предлагаю составить для Мубамбы коллаж из наших картинок и отправить ей его вместе с кассетой, что бы он не только послушал рассказы, но и посмотрела на нашу зиму.
Воспитатель предлагает детям приклеить на лист ватмана картинки о зиме, побуждает детей, тех которые знают буквы, написать слова на ватмане.
Воспитатель: Вот какой коллаж у нас получился. Мубамба, я думаю, будет очень рад нашей посылке, ведь мы все для него старались.
7. Завершение занятия. .
- Я уверена, Мубамба скоро получит ваше видеописьмо, коллаж. Как вы думаете, он останется доволен? А теперь давайте на минутку закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты нашего путешествия, что вам больше всего понравилось.
Ответы детей.
-А мне очень понравилось, что вы работали дружно. Молодцы!