ольга гордиенко
Конспект занятия по экологии «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья»
Тема недели: «Перелетные птицы».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Развивать умение работать с пластилином.
Образовательные задачи: закрепить знания детей о птицах. Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Продолжать знакомить с народными приметами, фольклорам, народными праздниками.
Образовательная область «Познание».
Интегрированные образовательные области: Коммуникация, социализация, художественное слово, музыка. Физическая культура, художественное творчество, безопасность, труд (подготовить и убрать свое рабочее место).
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково — исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Оборудование:
Словарная работа: обогащать речь детей новыми словами: клуб, сорок сороков, пуховые и маховые крылья.
Активизировать в речи детей слова: верные, перелетные, зимующие, строение, обычаи, цепочка питания.
Предварительная работа: рассматривание картин с птицами. Чтение рассказов и беседы о птицах, чтение энциклопедий. Слушание дисков с голосами птиц. Рисование птиц в свободной деятельности. Знакомство с приметами и фольклором. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, подбор музыкальных произведений, художественного слова. Изучение методической литературы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло приглашение. Нам предлагают вступить в клуб «Пернатые друзья» (воспитатель читает письмо).
«Дорогие друзья! Приглашаем Вас вступить в клуб „Пернатые друзья“. Высылаем вопросы. Вам нужно их обсудить и дать ответы. Если вы ответите правильно, то станете членами клуба, и вас ждет сюрприз». Вопросы находятся в компьютере.
— Ребята, а вы хорошо знаете о том, как живут птицы, что они едят, почему летают? Я сейчас буду называть только птиц, а вы будете махать руками, изображая их, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то махать перестаете.
— Прилетели птицы : голуби, щенки…
— Голуби.
— Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи,
— Аисты, кукушки, лебеди, скворцы, страусы.
— Страусы не летают!
— Прилетели птицы : чибисы, стрижи, снегири, вороны, белые коровы;
— Чибисы, стрижи, снегири, вороны.
— Прилетели птицы : журавли, ястребы, сороки, комары, пингвины,
ласточки и чайки.
— Комары — это насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Название птиц вы знаете. А знаете, что есть у птицы?
— У птицы есть : крылья, хвост, клюв, лапы, перья, туловище, голова.
Мы с вами проверим, все ли вы знаете, что есть у птицы?
Игра «Собери птичек»
На столах у каждого ребенка лежит шестая часть разрезанной картинки птицы. Каждый ребенок должен найти ту группу детей, у которой недостающие пять частей и, добавив свою часть, собрать целую птичку. Если детей на занятии 18 человек, то соответственно собрать нужно трех птиц. После выполнения задания воспитатель выборочно подходит к одной из групп и просит назвать части, из которых была собрана птица. (Для упрощения задачи разрезную картинку рекомендуется сделать с цветной рамочкой, по которой также можно будет ориентироваться ребенку)
Воспитатель: Молодцы! А чем птицы отличаются от других животных? Правильно, они имеют клюв и крылья.
— Где живут птицы?
— Что они строят?
— Для чего?
Правильно. Птицы живут в лесу, в городе. Они строят гнезда на деревьях. Там они выводят своих птенцов. На деревьях безопасно.
— Ребята, посмотрите на схему «Этажи леса». Объясните, почему то или иное животное, птица или насекомое обитает именно на своем этаже. (Обсуждение)
Динамическая пауза. «Птицы летают,мошек хватают…» (под музыку)
— Ребята скажите, какое сейчас время года?
— Что происходит с птицами весной? Они прилетают домой из теплых стран. — Как называются такие птицы? (перелетные).
Раньше в деревнях прилет птиц к родным гнездовьям считался праздником. 22 марта в России справляли детский праздник «Сорок сороков». В народе говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц — «жаворонков» — певцов полей. Мальчишки бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали вверх, ловили с громким восхищением.
Взрослые и дети пели песни с хороводами и играми. Вспоминали народные приметы.
«Увидал скворца — знай: весна у крыльца».
— Ребята как вы думаете, о чем хотели рассказать в этой примете?
— Ребята, какие еще бывают птицы? Зимующие. Молодцы.
Предлагаю провести соревнование и выяснить, научились ли вы отличать зимующих птиц от перелетных.
Дети делятся на две команды. На противоположном конце группы вразброс лежат карточки с изображением зимующих и перелетных птиц (поровну) По команде первые два участника быстрым шагом подходят к «полянке» и отбирают «свою» птичку. Побеждает та команда, которая не совершила ошибки в выборе картинки.
— Молодцы! Ребята, птицы очень хорошо приспособлены к полёту. Скажите, что им в этом помогает?
— Летают птицы, потому что у них есть крылья и хвост. У птиц легкое тело. Они мало едят. Птицы имеют перья пуховые и маховые с пустым стержнем. Большую поверхность крыльев и хвоста, которыми птица опирается о воздух, отталкивается от него.
Опыт. (Детям предлагают два листа бумаги гладкий и скомканный. Нужно бросить эти два листа с высоты. Гладкий листок парит, скомканный падает сразу. Гладкий лист имитирует расправленные крылья птиц).
Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Назовите их. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют, дельтоплан).
Воспитатель: Ребята, у меня здесь картинки, что на них изображено? Нужно рассмотреть экологические картинки и рассказать, что они означают.
— Правильно. Нельзя разорять гнёзда, шуметь в лесу, ловить птиц.
Как мы помогали птицам зимой? Строили для них кормушки.
А они благодарили нас своим пением. Послушайте,как звучат птичьи голоса в весеннем лесу. (Включается звукозапись)
- Когда слышишь такое красивое пение, руки сами стремятся создать тоже что-то красивое. Давайте же попробуем сделать прекрасных белых голубков на шпажках!
Техника выполнения:
На специально заготовленных листах бумаги дети дважды обводят нерабочую руку, вырезают заготовки, дорисовывают клюв, глазик, обводят по контуру. Как следует промазывают одну сторону голубя, выкладывают шпажку, накрывают второй частью, склеивают.
Воспитатель: Молодцы! Про кого мы с вами разговаривали? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?
Мы рассказывали о птицах. Узнали, что птицы летают, потому что у них легкое тело, они мало едят. Есть перья пуховые и маховые. Большая поверхность крыльев и хвоста. Нам понравился опыт с листком бумаги. Понравилось, как мы изображали птиц, игры «Этажи леса», «Строение птицы». Мы лепили птиц.
Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз. Это энциклопедия про птиц. Мы с вами прочтём её и узнаем много нового. Вас обязательно примут в клуб «Пернатые друзья».