Татьяна Ткачёва
Конспект НОД «Перелётные птицы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.
• Знакомить детей с особенностями жизни перелётных птиц.
Публикация «Конспект НОД „Перелётные птицы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Развивать представления о птицах, о том, что некоторые птицы (гуси, утки, журавли, ласточки, скворцы) улетают в теплые края.
• Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.
• Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания
Образовательная область «Речевое развитие»
• Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».
• Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
• Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.
Материал: презентация «Перелётные птицы»; записи «Голоса птиц»; произведение В. Бианки «Прощальная песенка»
Ход:
Организационный момент
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
А. Ерикеев
- Ребята, о каком времени года написал поэт? (ответы детей)
А, что происходит осенью? (ответы детей)
Звучит фонограмма голоса синицы
Вос-ль: Ой, кто это?
- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела синичка. Она говорит, что потеряла своих друзей, с которыми она провела веселые, теплые летние деньки, летала с ними по лесу. Ей стало очень грустно от того, что птичек осталось мало. Ребята, а куда же делись птицы? (дети отвечают) А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (ответы детей)
-Как выдумаете - по каким причинам птицы улетают в тёплые края? Они замерзают? Они боятся холодов? (ответы детей)
- Нет, причина, по которой большинство птиц покидают родные края, более существенна: зимой становится недостаточно пищи.
- Как вы думаете, ребята, чем питаются птицы? (ответы детей)
- Правильно. Основной рацион птиц составляет мелкие насекомые, но у некоторых птиц и рыба, которые в холодный период времени погибают или впадают в спячку, прячась под кору деревьев, сухие листья. Водоёмы с их обитателями покрываются льдом. Поэтому птицы не могут добыть себе пищу. Именно по этой причине птицы и улетают в тёплые страны – это те места, где тепло. Там всегда лето. У птиц много еды.
- Ребята, а вы знаете перелётных птиц? Назовите их. (ответы детей)
- Ребята, а вы хотели бы познакомиться с друзьями синички?
Тогда садитесь удобнее и будьте внимательны, я загадаю вам загадку.
(показ презентации)
1. слайд
Дети домик смастерили.
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
А зовут его?. (скворец)
У скворца голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом
На голове черный хохолок. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками.
2. слайд
Я проворна, легкокрыла.
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик, где-то близко! (ласточка)
Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая,
крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.
3. слайд
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Это птичка? (соловей)
Соловей - небольшая птица, напоминающая воробья. Они питаются червями, насекомыми, пауками, яйцами муравьев. Летом и осенью, ещё едят ягоды.
4. слайд
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (утка)
Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках. На лапках перепонки, чтобы при плавании загребать воду. Питается лягушками, насекомыми, червями, мелкой рыбой, улитками, водорослями и даже кузнечиками.
5. слайд
Он шипит и тянет шею,
Нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь.
Кто же это? Это… (гусь)
Дикий гусь – водоплавающая птица, с короткими лапами и достаточно длинной шеей. Лапы большие, с перепонками, приспособленные к загребанию воды при плавании. Дикие гуси весной возвращаются довольно рано, когда водоемы еще находится под слоем льда. Питаются гуси
побегами водных растений. На земле находят молодую травку, семенами растений.
6. слайд
В небе весело курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите? (журавли)
Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски.
Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея. Живет на озерах, прудах. Питается рыбой.
7. слайд
Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет.
Имей ввиду!
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу … (цапля)
Цапля - это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с чёрными пёрышками на крыльях, с довольно длинным острым клювом. Цапля питается рыбой, поедает лягушек, разнообразных мелких головастиков, насекомых.
8. слайд
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (лебедь)
Лебедь – красивая птица, средних размеров, белого цвета. У него длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Так же живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
Вос-ль: ребята, а как же они находят дорогу на юг? (ответы детей) Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, «нагуливают жирок», потому что в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например журавли, выстраиваются в полете «клином», в виде треугольника; другие выстраиваются вереницей «цепочкой», в одну линию. (показываю на слайдах)
Физминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Вос-ль: ребята, а сейчас я хочу познакомить вас с произведением В. Бианки
«Прощальная песенка»
Уж сильно поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке давно покинутый хозяевами домик - скворешня.
Вдруг - что такое? - подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворешню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам. и запел! Но тихонько запел, будто про себя.
Вот кончил. Самочка вылетела из скворешни, - скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня, завтра - в путь далекий.
Простились с домиком, где летом вывели ребят.
Они его не забудут, и весной опять поселятся в нем.
Вопросы:
- Как называется рассказ?
- Кто написал рассказ?
- О ком говорится в рассказе?
- Какое время года описывается в рассказе?
- Что делали скворцы?
- Вернутся ли скворцы назад и,когда?
Итог занятия.
Куда осенью улетают птицы? Почему? (ответы детей)
Как называются эти птицы? (ответы детей)
Назовите перелётных птиц. (ответы детей)
Ребята, сегодня мы познакомились с друзьями синички, которые улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. И мы, с вами, конечно будем ждать их возвращения.