Марина Зайцева
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»
▼ Скачать
Конспект занятия по экологии
на тему: "Лесное царство"
Воспитатель : Зайцева Марина Сергеевна.
Цель: Сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к природе.
2. Выявить полезные и целебные свойства среди ягод и растений.
3. Закрепить знания о ядовитых грибах, ягодах и растениях.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Лесное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование: оформление лесной поляны : домик «зелёная аптека», поляна со съедобными и несъедобными грибами, деревья; дорога в виде трёх тропинок с изображением ягод, грибов и растений, как съедобных, так и ядовитых, фишки, кубик; макет банок ягод для игры «сварим варенье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением грибов, ягод и растений.
Ход занятия.
Незнайка сидит и смотрит в подзорную трубу и думает, куда бы ему отправиться… и решает отправиться на планету Земля.
Незнайка: здравствуйте, а вот и я! Какая хорошая эта планета Земля. Почему то тут никого нет. Похоже я один в лесу.
Под музыку входят дети.
Воспитатель : ребята вы никого не узнаёте?
Дети: это Незнайка.
Воспитатель : незнайка, а ты как здесь оказался?
Незнайка: как, как! Захотел, решил, собрался и вот я здесь.
Воспитатель : а мы с ребятами решили отправиться в поход и поближе познакомиться с природой и научиться правилам поведения и мерам безопасности, чтобы быть готовыми к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями в природе.
Незнайка: ребята, а можно мне с вами?
Дети: конечно можно!
Незнайка: спасибо!
Воспитатель : ребята мы свами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько бывает трудно определить какой же гриб ты нашёл. Но перед тем ка собирать грибы, мы должны вспомнить правила сборов грибов:
1. Собирать только известные грибы;
2. Не срывать и не топтать ядовитые грибы;
3. Не собирать грибы у проезжей части;
4. Не срывать старые и очень маленькие грибы;
5. Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;
6. Срезать грибы только ножом, но очень аккуратно;
Воспитатель : ребята, а вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе (дети в шапочках грибов загадывают загадки) :
• Серенькая шапочка
Рябенькая ножка
Под берёзой расту
Как же я зовусь?
Дети: подберёзовик.
Воспитатель : подберёзовик растёт обычно в берёзовой роще или под берёзой. Этот гриб дружит с деревом – берёза. Этот гриб съедобный.
• Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …
Дети: подосиновик.
Воспитатель : этот гриб растёт под деревом осина, поэтому его так и называют – подосиновик. Они очень дружат. Это съедобный гриб.
• Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растём в лесу
Как веснушки на носу
Дети: опята.
Воспитатель : опята растут на пеньках, на стволах деревьях. Эти грибы дружат со многими деревьями. Это съедобные грибы.
• Я очень важный
На беленькой ножке,
В красной шляпке,
На шляпке горошки.
Дети: мухомор. Это ядовитый гриб.
• Бледная она стоит
У неё съедобный вид
Принесёшь домой – беда,
Будет ядом – та еда.
Знай, что этот гриб – обманка
Называется …
Дети: бледная поганка. Это ядовитый гриб.
Незнайка: молодцы ребята. Как вы ловко определяете грибы. И рассказали мне и съедобных и несъедобных грибах. Чтобы я делал без вашей помощи.
Дети: а знаешь Незнайка, страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Для того, чтобы определить, какие грибы ты нарвал – нужно, во время варки грибов бросить в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб ядовитый, то луковица посинеет.
Незнайка: ребята вы прям всезнайки. Всё о грибах знаете. А хотите, я вам расскажу, что можно приготовить из грибов и как их можно готовить (варить, жарить, сушить, мариновать, солить).
Воспитатель : ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями:
С берёзой – подберёзовик;
С осиной – подосиновик;
С пнями – опята;
Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. И я вам предлагаю сейчас всем вместе дружно завести хоровод. «Дружба народов».
Незнайка: что – то я устал ходить по лесу. Да и к тому же я уже весь поцарапался об ветки и кустарники. Всё горит и чешется.
Дети: Незнайка, а ты знаешь, что в лесу много лекарственных растений, надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот например: крапива – очищает раны и останавливает кровь. А подорожник хорошо заживляет их.
«Зелёная аптека»
Дети приходят к доктору с жалобами, а доктор рекомендует лечиться с помощью лекарственных растений.
1. Ребё нок: У меня плохой аппетит – доктор: - корень одуванчика;
2. Ребё нок: У меня заболел желудок – доктор: - тысячелистник;
3. Ребё нок: У меня простуда – доктор:- душица;
Доктор: есть ещё советы, например:
Рана на руке – подорожник;
Ангина – мать-и-мачеха;
Ожог – зверобой;
Пятна на теле – чистотел;
Доктор: на каждую свою болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это природа.
Незнайка: а можно, мне, мне тоже лечиться травами, а ребята?
Дети: это не так просто, надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
Незнайка: а что, растения бывают ядовитые? А как же понять, какие ядовитые, а какие лекарственные?
Воспитатель : да Незнайка, растения бывают ядовитые. А вы ребята, что-нибудь знаете про ядовитые растения?
1. Ребё нок: Борщевик – сорное растение. Встречается на пустырях, около дорого, на лугах и лесных опушках. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.
2. Ребё нок: Лютик едкий – многолетнее растение содержит ядовитое вещество, вызывающее сильное раздражающее действие на кожу и слизистую. При соприкосновении с кожей вызывает воспаление с образованием пузырей. Могут образовываться язвы.
3. Ребё нок: Молочай лозный – ядовитыми являются млечный сок. Вызывает острый воспалительный процесс, рвоту, ожоги и язвы кожи.
4. Ребё нок: Багульник – опасен во время цветения. В это период растение выделяет вещества, обладающие раздражающим действием на ЦНС, всасывается через кожу.
5. Ребё нок: Ландыш – очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды красно-оранжевые горошины – очень ядовиты.
Игра «Раскраска»
Дети под музыку должны раскрасить среди картинок только те, где нарисованы ядовитые растения.
После того, как дети раскрасят, попросить ещё раз назвать эти растения.
Воспитатель : ребята, вы должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживляющими ранами. А у некоторых детей есть привычка – покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка и вы ребята должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений могут нанести непоправимый вред здоровью.
Незнайка: вот это да! Одни растения лекарственные, другие ядовитые. И как вы только ребята всё это запоминаете?
Ягоды
Воспитатель : немало созревает в лесу и вкусных и полезных ягод. Это малина и калина, брусника, ежевика и земляника, голубика, черника. Ягоды как шарики, россыпями бус, яркие фонарики, нежные на вкус. Ягодки все разные : голубые, красные, кислые и сладкие, ворсистые и гладкие. Соком ягоды полны и целебны и вкусны. Но есть и ядовитые ягоды – бузина, белена, вороний глаз, волчье лыко.
1. Ребё нок: Вороний глаз – очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, который потом превращается в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется – вороний глаз. У него ядовиты и ягода, и стебли и листья и корневище.
2. Ребё нок: Волчье лыко – кустарник, который цветёт мелкими душистыми мелко розово -красными цветками, прикреплёнными прямо к коре. Поэтому его ещё называют «лесная сирень». Позже на этом же месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение в его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут нанести непоправимый вред здоровью.
Незнайка: ой, ребята, а я так люблю ягоды. Я ем варенье банками и чувствую себя прекрасно. И ягоды я могу найти среди чего угодно. Хотите проверить?
Игра «Сварим варенье»
Игроки должны среди ягод выбрать только съедобные и собрать их в банку. Для того чтобы сварить варенье. Таким образом, дети закрепляют свои знания о съедобных и ядовитых ягодах.
Незнайка: я же вам говорил, что я профессионал.
Воспитатель : да Незнайка ты молодец и действительно всем доказал, что ты хорошо разбираешься в ягодах. А я вам предлагаю поиграть.
«Весёлая полянка»
Игроки с корзинами начинают старт у фишек (красная, зелёная, жёлтая). Перед ними тропинки красного, зелёного и желтого цвета с карточками грибов, ягод и растений. Двигаются игроки каждый по своей тропинке: жёлтая фишка по жёлтой тропинке, красная по красной, зелёная по зелёной. А передвигают игроки свои фишки на то количество раз, сколько выпадет на кубике. Задача игроков называть все грибы, ягоды и растения, которые выпадут и собирать в корзину только съедобные. Победит тот игрок, который придёт первым. Так дети закрепляют знания о съедобных и ядовитых грибах, ягодах и растениях.
Незнайка: спасибо вам, что научили меня правилам поведения в природе и познакомили с её жителями. Я узнал много нового интересного. А ещё я понял, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
Воспитатель : Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, грибов.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живёт в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель : ребята, я думаю, что мы с вами будем ещё много раз беседовать на эту тему.