Полина Косой
Конспект занятия по экологии и развитию речи «Путешествие в лес» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить знания детей о лесе (растениях и животных, систематезировать знания о строении животного, включить в активный словарь детей слова- прилагательные, дать представление о едином природном комплексе, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: запись зв. природы, Незнайка (игрушка, иллюстрации диких животных, птиц, растений; картина леса; нарисованное дерево для физ. минутки, цветы ; иллюстрация природного комплекса, сюрприз для детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы
-В. Бианки "Хвосты", "Синичкин календарь", "Март", "Апрель", "Май".
-Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Публикация «Конспект занятия по экологии и развитию речи „Путешествие в лес“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
-Н. Сладков "Осень на пороге", "Грачи прилетели", "Ласточка, ласточка", "Белка и медведь".
-М. Пришвин "Рассказы о животных".
-Прогулки по лесу с родителями
-Прогулки в парк.
1. Дети входят в группу и становятся в круг.
- Ребята, сегодня у нас такой хороший солнечный день. Давайте поздороваемся с солнышком, оно дарит нам свое тепло. А теперь поделимся теплом друг с другом и подарим друг другу улыбки. И нашим гостя тоже подарите улыбки.
- Теперь тихо садитесь на стульчики и отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой- улей- пчела первый мед принесла
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- Дети, какое сейчас время года?
- А какой сейчас месяц?
- Назовите все месяцы весны.
- Молодцы, давайте вспомним приметы весны
(- Где в апреле река, там в июне лужица.
- Май холодный- год хлебородный.
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Апрель с водою, май с травою.)
2. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза (звуки леса). Откройте глазки и посмотрите, где мы очутились (открываю картину леса).
- Дети, где мы? (в лесу)
- Посмотрите, нас тут кто-то встречает. Отгадайте загадку:
Он, конечно, самый главный,
Озорник, шалун забавный,
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
- Незнайка, что ты тут делаешь?
- Я заблудился и очень испугался.
- Чего же ты испугался?
- Я гулял и вдруг увидел очень красивое место. Я решил там прогуляться. Но вдруг на меня как прыгнет кто- то. Оказалось, что это заяц от лисы убегает. А потом я услышал, как кто-то кричит. Я подумал, что это медведь. Еле убежал. А когда я бежал, то что-то острое поцарапало мою руку. Ребята, помогите мне понять, куда я попал.
- Поможем Незнайке? (Да)
- Кого увидел Незнайка и испугался? (зайца, лису, волка)
- Правильно (ставлю на доску картинки)
- Заяц, лиса, медведь- это кто? (дикие животные)
- Какие еще дикие животные живут в лесу? (белка, волк, кабан).
- Кто еще живет в лесу? (птицы)
- Назовите лесных птиц (дятел, ворона, сорока, филин.)
(иллюстрации)
- Где птицы живут в лесу? (в гнездах на деревьях).
- Дети, когда Незнайка бежал, что могло поцарапать ему руку (ветки деревьев, кустов).
- Какие деревья растут в лесу (ель, дуб, береза, сосна.).
(иллюстрации)
- Какие кустарники растут в лесу? (малина, барбарис, шиповник.)
(иллюстрации)
- Что еще растет в лесу? (цветы, грибы, ягоды).
- Какие грибы растут в лесу? (подосиновик, опята, лисички.).
(иллюстрации)
- Какие цветы растут в лесу? (подснежник, фиалка, прострел.).
(иллюстрации)
- Какие ягоды растут в лесу? (земляника, малина, ежевика.).
(иллюстрации)
- Дети, посмотрите, что же у нас получилось? (лес).
- Что же такое лес? (лес- это дом для растений и животных).
-Сейчас, ребята, мы поиграем в игру. Перед вами лежат карточки. Я буду произносить название дерева, куста, гриба или ягоды, а вы должны поднять нужную карточку. (осина, лисичка, земляника, дуб, подснежник, ежевика, опята.).
- Вот как много вы знаете лесных растений, давайте расскажем Незнайке стихотворения о некоторых из них.
Стихотворения.
1. Как мулатка с темным ликом 2. Куст с шипами, куст колючий,
Под листочком ежевика Но совсем, совсем не злючий
Улыбнулась, как родная, Розой он цветет прелестной
Здесь нас много, не одна я! Ягод нет его полезней.
3. Дует ветер с юга, 4. Самый первый,
Дует ветер с вьюгой Самый тонкий,
И с востока налетает Есть цветок с названьем нежным
Но меня он не сломает Как привет капели звонкой
Дуйте, ветры, не боюсь Называется подснежник!
Дубом, как- никак зовусь.
- А теперь пришло время отдохнуть. Ребята, мы отправляемся на лесную полянку (вкл. музыка) и превращаемся в зайчиков:
- Зайцы скачут скок- скок- скок, да на беленький лужок.
Приседают, слушают, не идет ли волк.
Раз- согнуться, разогнуться,
Два- нагнуться, подтянуться.
Три- в ладоши 3 хлопка
Головою 3 кивка.
- Посмотрите, какое красивое дерево тут растет, давайте украсим его цветами.
А еще расскажем Незнайке, какой бывает лес (зеленый, хвойный, лиственный, солнечный, тихий, влажный, поющий, шелестящий, прекрасный, дремучий, разноцветный.)
3. А теперь пришло время поговорить о диких животных. Все они между собой похожи (модели). Все дикие животные живут в лесу. Их тело имеет овальную форму и покрыто шерстью, что бы им было тепло. Все животные леса передвигаются при помощи 4 ног. У них есть глаза, что бы видеть, уши, что бы слышать, нос, что бы различать запахи и дышать. Весной у диких животных появляются маленькие детеныши. Питаются они растениями, ягодами, грибами или мелкими зверьками. Те животные, которые едят растения, называются травоядные. А те, которые едят мелких зверьков - хищники.
- Теперь, с помощью этих карточек- схем, расскажите Незнайке про жителей леса.
Рассказы детей
1. Медведь живет в лесу, зимой спит в берлоге. У него овальное тело, густая, теплая шерсть. У медведя 4 ноги. Есть глаза, что бы видеть, уши, что бы слышать, нос, что бы различать запахи. Медведь питается маленькими зверьками, но любит полакомиться и ягодами. Весной у медведей появляются детеныши.
2. Белка живет в лесу на дереве, в дупле. У нее овальное тело, тело покрыто шерстью. Цвет шубки весной меняется с серой на рыжую. У белки 4 ноги. Есть глаза, уши и нос. Питается ягодами, грибами, орехами. Весной у белок появляются детеныши.
3. Лиса- жительница леса. Дом у нее в норе. Тело овальное и покрыто шерстью. У лисы красивый пушистый хвост, которым она заметает следы. У нее 4 ноги, есть глаза, уши и нос. Лиса питается мелкими зверьками. Весной у нее появляются маленькие детеныши.
4. Рассказ воспитателя.
- Ребята, вот мы с вами и побывали в гостях у обитателей леса. Никто из них друг без друга прожить не может. Растения нужны животным для пропитания и для строительства жилища. Например, медведь под корнями деревьев строит себе берлогу, белка на дереве делает дупло. Птицы из веточек и соломинок строят гнезда. Растениям так же от животных польза. Например, птицы уничтожают на деревьях вредных насекомых. Все дикие животные являются санитарами леса. Таким образом, все живое в лесу составляет единый природный комплекс, где каждое растение и животное выполняет свою роль (иллюстрация).
- Многие люди часто посещают лес. Давайте расскажем Незнайке, как нужно вести себя в лесу.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять- ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
5. Итог.
- Дети, вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы, ребята! Незнайка очень рад, что с вами познакомился. Он приготовил вам подарок- книгу. Из нее мы очень много узнаем о диких животных!