Елена Марданова
Занятие в средней группе «Наши помощники-органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши помощники – органы чувств»
ЦЕЛЬ:
1. Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир.
2. Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание.
3. Воспитывать потребность быть здоровым.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5. Способствовать развитию в детях уверенности в себе.
Публикация «Занятие в средней группе „Наши помощники-органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Оборудование: карточки с картинками продуктов, чудесный мешочек продуктами, музыкальные инструментами, картинки с изображением органов чувств.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог. Дети, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие и посетить волшебную страну здоровья. Эта страна очень большая. Мы сегодня побываем на нескольких станциях, в которых обитают наши помощники – органы чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.) Да, глаза, нос, уши, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. В страну здоровья мы поедем на поезде. Занимайте свои места (Игра «Паровоз).
Основная часть занятия
Педагог. Отправляемся в путь. (Под музыку дети перемещаются на противоположную сторону группы). А вот и станция. Как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.
«Два брата на одной голове живут, всё слышат, а друг друга не видят».
Дети. Это уши.
Педагог. Правильно. Выходите из поезда. Встаньте, пожалуйста, в кружок. (Дети встают в кружок.) А почему вы встали в кружок?
Дети. Мы услышали ваши слова.
Педагог. Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слушали и не болели? (Говорить не громко, мыть уши и т. д.)
Игровое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»
На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, колокольчик, металлофон, погремушка. Дети встают спиной к столу. Взрослый предлагает на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Игра «Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу, один ребёнок в середине. Идут по кругу и говорят:
Ваня, ты сейчас в кругу, мы зовё м тебя: «Ау!»
Быстро глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!
Ребёнок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место. Игра повторяется.
Педагог. Молодцы, хорошо определяли. Это потому что ваши уши хорошо слышат. Ну, а нам пора ехать дальше по стране здоровья. Дорога будет проходить через туннель. А в туннеле, как вы знаете, темно. Поэтому мы закроем глазки и будем медленно продвигаться, спокойно. Дети с закрытыми глазами продвигаются к противоположной стене. Приехали, а на какую станцию, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
«На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются».
Дети. Это глаза.
Педагог. Правильно. А легко вам было двигаться? А как легче с закрытыми глазами или открытыми? Почему легче с открытыми? (Ответы детей.) (Видно, куда идёшь, что у тебя под ногами.). Так для чего человеку глаза? (Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же нужно беречь глаза? (Ответы детей.) Если глаза заболят, нужно идти к врачу-офтальмологоу. А мы с вами сделаем специальную гимнастику, чтобы глаза хорошо видели.
Зрительная гимнастика.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз).
Быстро моргать глазами в течение 10-15 секунд (повторить 3 раза с интервалами в 7-10 сек).
Пальминг–потереть ладони друг о дружку и легко, без усилий, прикрыть ими на 30 сек предварительно закрытые глаза, чтобы полностью огородить их от света. Открыть глаза.
Педагог. О глазах мы позаботились. Пора ехать дальше. Какая станция следующая? Надо отгадать загадку: Между двух светил в середине я один.
Дети. Это нос.
Педагог. Дети, зачем нужен нос? (Определять разные запахи.)
Ну, что же качайте шины у машины, дальше ехать можно, после ремонта колеса. (Дети качают «шины» насосом: глубокий вдох, на выдохе произносят звук – Ш.) Приехали на станцию обоняния. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.
Игра «Узнай по запаху».
Вам нужно помочь поварам приклеить этикетки на баночки с продуктами. По запаху определить, какой продукт лежит в баночке. (Дети нюхают и по запаху определяют содержимое.)
Педагог. Ребята, как ещё можно определить, что за продукт не видя его?
Дети. Попробовать на вкус.
Педагог. Правильно, а различать продукты по вкусу нам помогает язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким, горьким, солёным? (Ответы детей.) Давайте поиграем с язычком.
Артикуляционная гимнастика.
«Холодно-жарко». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5, спрятать язык, закрыть рот, посчитать до 5. Повторить 3-4 раза.
«Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
«Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз.
«Лошадка». Поцокать языком.
Игра «Определи на вкус».
Детям предлагают определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, огурец, конфету.
Педагог. У нас осталась ещё одна станция - осязания. Давайте потрогаем свои щёчки. Какие они? (Мягкие.) А сейчас потрогаем колени. Какие они? (Твёрдые.) При помощи чего мы об этом узнали? (При помощи рук.) Да, руки наши помощники. Они помогают определять твёрдое и мягкое, а ещё что они помогают нам определять? (горячее- холодное, колкое, острое, гладкое, жесткое и т. д.)
Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети определяют на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и зарисовывают его на бумаге. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.
Заключительная часть.
Педагог. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну здоровья. Сегодня мы поговорили об органах чувств – это (повторяет вместе с детьми) ушки, глазки, нос, рот, руки, которые мы называем нашими помощниками. Я надеюсь, что вам очень понравилось, и мы с вами продолжим его в следующий раз, посетим другие станции в стране здоровья.
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И какие же слова
Говорим мы, уходя?
Дети. До свидания.