Здорикова Ирина Михайловна
Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью»
(старшая группа)
Цель: Знакомство детей с историей дымковской игрушки и росписью.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить с историей появления дымковской игрушки
2. Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки.
3. Помочь детям научиться рисовать элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
4. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
ППРС : иллюстрация дымковских игрушек, игрушки, краски гуашь, фигурки из теста, картинки, слайды, фартуки: детские и взрослый, салфетки влажные, столы стулья, телевизор, указка, мнемотаблица.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации: подгрупповая.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Методы и приемы:
-психологический настрой (установление эмоционального контакта);
-демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
-рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
-стихи о дымковских игрушках
-самостоятельная работа детей (рисование)
-использование мнемотаблицы
-рефлексия.
I Вводная часть
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем,
Здравствуйте дети!
Воспитатель: Ребята, во что вы любите больше всего играть? (в игрушки)
- А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки? (игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани)
Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.
Воспитатель: показывает картинку и читает стихи
Петушок
Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
Лошадка
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Барышня.
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
Воспитатель: Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. А чтобы об этих игрушках узнать побольше, я приглашаю вас на виртуальную экскурсию «В гости к дымковской игрушке» (воспитатель приглашает детей присесть на стульчики к телевизору)
II. Основная часть
(СЛАЙД)
Воспитатель:
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?
(СЛАЙД)
Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька
(СЛАЙД)
Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья.
(СЛАЙД)
Мастера используют яркие цвета для раскрашивания игрушек : малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. Одним словом можно сказать про цвета: яркие, нарядные, веселые, праздничные. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
У элементов росписи есть свои обозначения: круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья.
(СЛАЙД)
Смотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.
Показ слайдов
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть
(воспитатель проводит физминутку)
Физкультминутка (под музыку)
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
Воспитатель: Ребята, желаете сами побыть мастерами? (Да) Одевайте фартуки, представьте, что вы настоящие мастера.
На ваших столах лежат игрушки, для раскрашивания, будем использовать- дымковскую роспись.
Усаживайтесь за стол, ваши рабочие места готовы.
Какие элементы росписи будем использовать?
Дети: круги, крупный горох, точки, клетка, тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.
Какие будем использовать цвета?
Давайте попробуем в воздухе нарисовать эти элементы кисточкой. Приступайте к работе. Некоторые элементы росписи необходимо рисовать кончиком кисти.
Дети садятся за стол, раскрашивают)
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Предлагаю, отдохнуть, приготовьте ваши пальчики. (проводится пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика: «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие умельцы, у всех всё получилось! Оставьте свои работы на столе и подойдите ко мне.
Стих читает ребё нок:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Возвращаемся в группу, снимайте фартуки.
III. Заключительная часть
РЕФЛЕКСИЯ с использованием мнемотаблицы
Посмотрите, это мнемотаблица, давайте с помощью её подведём итог. Где мы побывали (В гостях у дымковской игрушки) Что нового интересного мы сегодня узнали?
(дети, используя мнемотаблицу дети,подводят итог)
Воспитатель: Итак, у дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Предлагаю, когда они подсохнуть подарить игрушки своим близким и родным людям, в следующий раз мы с вами познакомимся с другими народными мастерами и росписью.