Приложение МААМ

Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры»

Екатеррина Видова
Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: «Костры»

Возраст учащихся: 4 класс (10 лет)

Тип занятия: ознакомление с новым материалом

Задачи:

• познакомить учащихся с видами костров, правилами разжигания костров;

• развить познавательный интерес учащихся; мышление, творческое воображение;

• воспитывать осмысленное и уважительное отношение к природе.

Оформление: технические средства обучения - мультимедийный проектор, компьютер; набор палочек для складывания модели костра.

Ход занятия:

1. Беседа о правилах разжигания костра и мерах противопожарной безопасности.

2. Изложение нового материала.

Публикация «Конспект занятия для учащихся четвертого класса „Костры“» размещена в разделах

Костер. Без него сложно представить любой поход. Навыки кострового необходимы начинающему путешественнику в первую очередь.

Иногда от умения развести огонь зависит даже жизнь человека.

Вместе с детьми составить правила техники безопасности при разжигании костра.

I. НАДО ПОМНИТЬ И СОБЛЮДАТЬ.

Противопожарные правила и правила техники безопасности при разжигании костра.

Костер разводить по возможности у водных источников, на полянах, в защищенных от ветра местах, на расстоянии не менее 10-15 метров от деревьев.

Категорически запрещается разводить костер среди деревьев, под нависшими ветвями.

Стараться, по возможности, использовать старое кострище, при необходимости же оборудование нового места для костра снять дерн с площади 1*1м.

Покидая место привала, костер потушите, снятый дерн положите на место, а если его польете, «рана» на земле зарастет быстрее.

На дрова использовать старый поваленный сухостой, поваленные стволы деревьев или валежник. Оставшиеся дрова аккуратно сложить под дерево – другие туристы будут за это благодарны.

Заготовить дрова для костра – это значит припасти хворост, порубить его (на бревне, полене, но не на земле или камне). Колоть дрова надо вдали от сидящих туристов, ведра с костра снимают рукавицей или тряпкой, приготовленную пищу ни в коем случае не ставят позади сидящих туристов.

При приготовлении пищи у костра должны находиться лишь дежурные, они должны быть одеты и обуты, головной убор обязателен для тех, у кого длинные волосы.

II. Для начала же стоит уяснить НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ: как выбрать место для костра, как подготовить площадку, как заготовить дрова и растопку, и, самое главное - как разжечь огонь при любых погодных условиях и в любое время года.

Выбор места

Перед тем как разводить костёр, необходимо тщательно выбрать для него место - лучше укрытое от ветра и дождя каким-либо естественным укрытием, например, скалой. Желательно также, чтобы это место было поблизости от воды. Главным условием является соблюдение правил противопожарной безопасности.

Не разводите огонь под кронами или между выходящими на поверхность крупными корнями. В этом смысле особенно опасны хвойные деревья. Нельзя также устраивать костры среди хвойного сухостоя и молодняка, а также на участках с сухой травой или на россыпях камней, между которыми скапливается много горючего лесного мусора.

Помните, что на торфяниках огонь легко распространяется вглубь, сохраняясь там длительное время в тлеющем состоянии, и потушить его потом очень трудно.

Костёр должен располагаться на открытом месте с подветренной стороны от палаток и не ближе трёх-пяти метров от них, чтобы разлетающиеся искры не прожгли ткань.

Подготовка площадки

Найти старое кострище, если нет, то расчистите участок диаметром метр-полтора от опавших листьев, сухой травы, сучьев и прочего легковоспламеняющегося мусора. Снять верхний слой дёрна и обложить выбранную площадку камнями. В зимнее время надо полностью расчистить снег до поверхности земли или использовать для костра подвешенные на растяжках металлические листы или сетки.

Топливо

Перед разведением костра необходимо собрать хворост, который предварительно нужно разделить на мелкий – на растопку, средний – для того, чтобы можно было сложить сам костер и крупный, который нужно будет подкладывать потом, когда костер разгорится.

Для разведения костра нужно стараться найти сухой хворост или дрова. Для сооружения жаровых костров, не требующих ухода нужны бревна. Для этого может понадобиться свалить дерево – оно должно быть сухим и из соображений бережного отношения к природе и из-за того, что для костра нужны именно такие. Из хвойных хорошим выбором будут сосна или кедр, ель и пихта не подойдут – они стреляют искрами.

Его правильный подбор очень важен для костра. Сухие дрова из лиственных пород деревьев практически не дают дыма, тогда как сырая или гнилая древесина выделяет мало тепла, зато очень сильно дымит.

Мелкий сухой хворост даёт сильное пламя, полностью выгорая за несколько минут. Хвойный сухостой хорошо горит и образует много углей, но образует много дыма, копоти и разбрасывает большое количество искр и мелких угольков. Много искр даёт сухая хвоя, а свежий лапник хвойных деревьев, выделяющий при горении много чёрного дыма, равно как и свежую траву, и зелёные листья следует использовать лишь для сигнальных костров. Дрова из лиственных деревьев с тяжёлой плотной древесиной, таких как дуб, граб дают хороший жар, небольшое пламя и могут гореть до двух часов, поэтому они хорошо подходят для приготовления пищи. Такой костёр не должен быть слишком большим, иначе высокая температура не позволит приблизиться к чайнику или котелку. В местах со скудной древесной растительностью топливом может служить сухой торф и высохший помёт животных, а по берегам рек и у побережья морей - выброшенная на берег и высохшая древесина.

Устройство костра на всю ночь - надьи хорошо известно большинству охотников. А вот какое дерево использовать для надьи - знают не все. Хорошо горит сухая осина, но от нее мало тепла; береза дает много тепла и света, но быстро сгорает; не хватает на всю ночь и сосновых кряжей, да и чаду от них много; ярко горит пихта, но сильно трещит и бросает искры; наилучшим деревом считается ель - она и горит неспеша, и не сильно искрит.

Растопка

Это легковоспламеняющиеся материалы, используемые для быстрого розжига огня. Для растопки применяются береста, сухие мох, трава, свёрнутая в жгут, камыш, веточки, мелкие смолистые щепки и кора хвойных деревьев. Береста, особенно в дождливую погоду, является самой лучшей растопкой, т. к. всегда сохраняется практически сухой, даже на влажных и гниющих стволах деревьев. Растопка, сложенная пирамидкой, поджигается непосредственно спичкой, либо предварительно зажжённым кусочком бересты, дающей большое количество искр. Более крупные дрова обязательно нужно собрать заранее до того как вы начнете разводить костер – растопка прогорит достаточно быстро.

Запомните: ни в коем случае для розжига нельзя употреблять бензин! И дрова не разожжете, потому что очень быстро выгорает, и отравиться рискуете: об этом многие забывают, но бензин весьма ядовитая штука.

Добывание огня

Источник пламени для туриста - вещь святая, его последняя линия обороны. Пусть сгинет все, но спички обязаны остаться целыми и сухими! Поэтому лучше заранее позаботиться об их сохранности. Для этого спички упаковываются в герметический полимерный пакет или металлический пенальчик, например, из-под витаминов.

Ну, а если случилось страшное, и спичек нет, стоит вспомнить детские книжки. Все помнят, как без спичек в солнечную погоду добыть огонь?

Условно костры можно разделить также на костры для «трудолюбивых» и для «ленивых». В первой группе находятся костры, которые требуются постоянно поддерживать. Они дают большее пламя и жар. Как правило, они используются для приготовления пищи.

III. ВИДЫ КОСТРОВ.

Существует несколько основных типов костра. Бывалые туристы иногда в шутку подразделяют их на две группы – «для трудолюбивых” и "для ленивых”. Костры первой группы требуют постоянного внимания для поддерживания огня. На них хорошо готовить еду. В кострах "для ленивых” в качестве топлива, как правило, используют крупные брёвна, положенные вдоль ветра. Хороши тем, что горят длительное время и почти не требуют регулировки. Чаще всего их используют для обогрева

У детей специально приготовленные палочки, из которых они складывают различные виды костра в ходе объяснения.

1. "Колодец" - четырёхугольный костёр, который складывается в виде сруба. Для укладки такого костра нужно брать по 2 полена приблизительно одинаковой толщины и уложить их параллельно друг другу на расстоянии чуть меньшем их длины. Следующую пару хвороста нужно уложить перпендикулярно им тоже параллельно. Получается своеобразный «колодец». Растопка укладывается в середину колодца. Колодец – костер пламенный. При этом это также один из самых жаровых костров. На нем можно готовить пищу сразу в нескольких котелках, он удобен для сушки одежды и обогрева. При таком костре обеспечивается хороший доступ воздуха к огню, внутри колодца образуется своеобразная «тяга», которая обеспечивает ровное и мощное пламя. Такой костер также требует постоянного ухода.

2. "Шалаш". Дрова среднего размера укладываются в виде домика или шалаша. Внизу между поленьями помещается растопка. Это пламенный тип костра. Пламя у такого костра получается мощным и интенсивным из-за того, что горящие части дров находятся близко друг к другу. Чаще всего такой костер используют для приготовления пищи. Нужно учитывать, что такой тип костра удобен при приготовлении пищи в одном котелке или ведре. Для ночевки такой костер малопригоден из-за необходимости постоянно подкладывать дрова для поддержки горения. Требует много дров.

3. "Таёжный костёр" имеет наиболее простую конструкцию. Таежный костер делается из нескольких бревен. На одно бревно под углом укладываются несколько других бревен, так чтобы верхние концы этих бревен лежали на нижнем бревне. Другие концы бревен лежат просто на земле. Растопка разжигается в точке, в которой сходятся бревна. Пламя горит только в этой точке. Костер жаровый, не требует ухода и используется для длительных стоянок. При необходимости на таком костре можно приготовить пищу, хотя он и не очень удобен для этого. Нередко этот тип.

IV. ЗНАЧЕНИЕ КОСТРА В ПОХОДЕ.

Просмотр слайдов презентации

V. ВИДЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.

Просмотр слайдов презентации

VI. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПОТУШЕННОГО КОСТРА.

Пожар – самый страшный враг леса!

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, но от одной спички может сгореть миллион деревьев.

Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать большой пожар.

Следы лесных пожаров сохраняются до 50 лет! Не зажигайте огонь в лесу без надобности!

Если очень нужно развести костер, используйте старые кострища, а на дрова – старые поваленные стволы, сухостой, валежник.

Небрежность и халатность в лесу с огнем – это преступление, караемое законом.

Пожар легче предупредить, чем потушить!

Оставленный без надзора костер превращает огонь из друга туриста в опасного врага природы!

Покидая место привала или ночевки, залейте костер водой, сложите вынутый вами дерн.

Не оставляйте мусор в местах вашего пребывания! Беспорядочный сброс мусора представляет серьезную опасность чистоте и целостности всей природы!

Помните:

Брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2-3 года!

Полиэтиленовые пакеты не разлагаются, под ними гибнет все живое!

Стекло может «сработать» как линза, и в лесу возникнет пожар.

Не бейте стеклянную посуду! Не бросайте консервные банки! Осколок бутылки, консервная банка могут поранить ногу и через много лет!

Чтобы вырастить дерево, потребуется много лет, а уничтожить его можно в один миг. Правило: МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ! МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ! НЕТ ЛЕСА - ПОСАДИ!

3. Заключение.

Подведение итогов занятия. Беседа- обобщение.

Практическое задание: «Виды костров» (сложить виды костров: шалаш, колодец, таежный).

Лес – наше богатство и наше здоровье. Сокращение леса уменьшает кислород в атмосфере, ведет к обмелению рек и озер.

Знайте:

Одна сосна выделяет в год 2 т кислорода.

Один гектар зеленых насаждений обеспечивает кислородом 200 человек.

Один гектар леса очищает от углекислого газа и пыли 18 млн. кубических метров воздуха.

Домашнее задание: нарисовать плакат по теме «Охраняйте лес».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Они цветут, сердца отогревая, как маленькие теплые костры»Фотоотчет «Они цветут, сердца отогревая, как маленькие теплые костры» В зелёной, сказочной стране, В нашей группе на окне, В беленьких горшочках, Цветут, растут цветочки. Сегодня мой фото - рассказ о комнатных.

«Зимние виды спорта». Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА Цель: Расширять кругозор детей о зимних видах спорта. Задачи: 1. Закрепить знания о зимних видах спорта. 2. Повышать интерес.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ЭОР по теме: «Правила дорожные очень важны, правила дорожные знать все должны» Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить детей избегать опасных ситуаций на дорогах. Уточнить.

Конспект занятия по плаванию «Водные виды спорта» Плавание кролем на груди по элементам» (старшая группа) «Водные виды спорта» Цель:Формирование стремления к здоровому образу жизни; развитие.

Оформление зимнего участка для подготовительной группы по теме «Правила дорожного движения»Оформление зимнего участка для подготовительной группы по теме «Правила дорожного движения» Наш садик этой весной принял участие в окружном конкурсе оформления участков по теме:"ПДД". Каждая группа постаралась,воплощала свои идеи.

Конспект познавательного занятия на тему «Транспорт: виды и назначение» Тема: Транспорт Возрастная группа: дети 6 года жизни. Вид занятия:интегрированное. Форма организации:групповая, индивидуальная. Средства:.

Семинар-практикум по теме: «Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119» СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ.

Конспект занятия в средней группе по теме «Виды транспорта» Конспект занятия в средней группе Тема: «Виды транспорта». Задачи: 1. развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его.

Конспект занятия для детей средней группы по теме «Правила дорожного движения, дорожные знаки» Автор: воспитатель средней группы ГДОУ № 81 Мингалеева Елена Николаевна Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного.

Конспект занятия по технологии в третьем классе «Виды росписи пасхального яйца» Тема занятия: "Виды росписи пасхального яйца". Вид занятия: проблемно – исследовательское занятие. Направление деятельности: интеллектуальное.

Автор публикации:
Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 11:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры»» (включая файлы) размещена пользователем Екатеррина Видова (УИ 450454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД