Приложение МААМ

Конспект занятия «Как устроена и работает дыхательная система» (органы дыхания)

Светлана Мухопад
Конспект занятия «Как устроена и работает дыхательная система» (органы дыхания)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Как устроена и работает дыхательная система»

Задачи:

1. Дать детям первичные представления об органах дыхания, отметить их значение для человека.

2. Расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы.

3. Понаблюдать, как происходит вдох и выдох.

4. Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия.

Публикация «Конспект занятия „Как устроена и работает дыхательная система“ (органы дыхания)» размещена в разделах

5. Расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, трахея, грудная клетка, рёбра).

Ход занятия.

(Дети стоят в кругу)

Вос-ль: Сегодня поговорим о том, как человек дышит. Но сначала поиграем ( разминка: закрепление знаний о расположении органов человека)

- Я буду называть органы человека, а вы показывать их на себе:

-левое ухо

-нос

-шея

-правая нога

-волосы

-брови

-желудок

-глаза

Вос-ль: Поиграем ещё раз, я буду называть разные органы - вы стоите, как только назову органы дыхания – вы присядете :

-сердце

-дыхательная трубка

-нос

-шея

-лёгкие

(Дети присаживаются на стульчики)

Вос-ль: Скажите, что нас окружает?

А воздух окружает нас?

Мы его можем увидеть?

Я сейчас покажу вам, как можно увидеть воздух.

Опыт 1.

Воспитатель берёт целлофановый мешочек, набирает воздух и зажимает его. А теперь повторите вы.

-Воздух имеет запах, цвет?

-Чем мы дышим, что вдыхаем? (Воздух)

Вос-ль: А теперь рассмотрим все органы дыхания по порядку. Закрыли рты. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох (с зеркалом). Куда сначала попадает воздух? (в нос)

- Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может.

- В носу есть два отверстия. Потрогайте их пальчиками. Они называются ноздрями. Повторите хором название.

-Почему говорят «Закрой рот, дыши носом?»

-Оказывается, проходя через нос, воздух очищается от болезнетворных микробов.

Носовая полость, в которую попадает воздух при дыхании носом, выстлана слизистой оболочкой, выделяющей слизь, и снабжена микроскопическими волосками – ресничками. Эти «реснички» задерживают пыль и микроорганизмы, находящиеся в атмосферном воздухе, а слизь содержит вещества, убивающие микроорганизмы. Почти половина вредных элементов оседает в носоглотке и не попадает в лёгкие. При дыхании ртом очистки не происходит и возрастает опасность заразиться. Особенно важно дышать носом в холодное время. Воздух, проходя через носовую полость, согревается до температуры тела. Если дышать ртом, то воздух, минуя носовую полость, не успевает согреться и, попадая в лёгкие холодным вызывает простуду.

- Воздух попал в нос и рот, а дальше у него длинный путь. Куда же он идёт? дыхательную трубку). Пощупайте на себе. Как она устроена? Погладьте её. На что она похожа? Что напоминает?

- В этой трубке много твёрдых колечек. Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Воспитатель дует в полиэтиленовый мешочек без дна, его стенки слипаются)

Опыт 2.

- А теперь попробуйте вы (дети выполняют опыт).

- Так что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой? (Мы не могли бы дышать)

Физминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево-вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Вос-ль: Куда воздух бежит из дыхательной трубки? (В легкие)

-В начале прощупайте, как устроена грудная клетка. (Дети обследуют свою грудную клетку, убеждаются, что она ребристая.)

-Вы чувствуете под руками рёбра? Это такие косточки, которые защищают лёгкие. Их много.

-Положите себе ладошки на грудную клетку так, чтобы они находились на боках, как можно выше и ближе к спине. Вот так. (Вос-ль показывает, большие пальцы направлены назад). Сделайте глубокий-глубокий вдох и почувствуйте, что делается с рёбрами. (Ответы детей)

-А теперь сдавите рёбра сильно-сильно, но так, чтобы их не сломать. Делайте вдох. Легко ли теперь дышать? (Ответы детей)

-Внутри грудной клетки есть особые органы, которые называются лёгкими.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы можем увидеть или почувствовать, а лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на картинке. (Можно на интерактивной доске)

-Их два. В них воздух, то заходит, то выходит. Сделайте из ладошки колпачок. Подставьте ладошку к носу, поближе к ноздрям. Вдохните и выдохните. Когда воздух заходит, а когда выходит? (Ответы детей). Слышите, как он щекочет ладошку?

-Сделайте из ладошки чашечку и прикройте ею носик. Прижмите ладошку к лицу, накройте ноздри. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? (Дышать стало труднее). Слышите, как ходит воздух.

Психогимнастика: Воздушный шарик (мяч)

Девочку или мальчика выбирают на роль мяча. Сначала ребенок изображает сдутый мяч: ноги полусогнуты, руки и шея расслаблены, корпус наклонен вперед. Кто-то из детей начинает надувать мяч насосом. сопровождая каждую порцию воздуха звуком «с-с-с». Услышав первый звук «с-с-с», мяч вдыхает воздух и выпрямляет ноги в коленях, дальше выпрямляет туловище, поднимает голову, руки, надувает щеки. Мяч надутый. Затем его спускают на звук «ш-ш-ш» из него выходит воздух и тело возвращается в прежнее состояние. Дети меняются ролями.

Опыт 3: Наблюдение, как дышит человек

Вос-ль: Давайте повторим, какие органы входят в дыхательную систему : нос, рот, дыхательная трубка, лёгкие.

-Мы посмотрим, как происходит дыхание. Артём, подойди сюда, сними футболку. Дыши спокойно. Мы видим, как поднимается грудная клетка? (Ответы детей)

-А теперь подыши глубоко и часто. Что мы видим? (Ответы).

-Теперь все так подышите. Значит, мы приходим к выводу: дыхание бывает разным. Когда вы так часто дышите в жизни? (Когда бегаем, занимаемся физкультурой, играем)

(Определение частоты дыхания)

Вос-ль: Сейчас я засеку время, а вы будете считать, сколько вдохов сделаете за 1 минуту. Приготовились. Считайте. (Дети считают). Стоп. Кто сколько насчитал? (Чтобы детям не надоело считать целую минуту, подсчёт ведётся за 15 сек. И полученная цифра умножается на 4)

-Вот сколько раз вы вдыхаете за минуту. А теперь подышим часто. (Методика подсчёта та же)

-Сколько получилось? При каком дыхании вы сделали больше вдохов?

Опыт 4: Определение силы дыхательных мышц

Вос-ль: Будем определять силу вашего дыхания. Постройтесь на одной линии. Подставьте ладошки. Я каждому положу на ладошки лёгкое пёрышко. Поднесите ладошки ко рту и изо всей силы подуйте на пёрышко. Посмотрим, чьё пёрышко улетит дальше всех.

-Если пёрышко летит далеко, значит дыхание сильное.

-А теперь положим на ладони лист бумаги и подуем на него.

Свернём лист бумаги и снова подуем.

-Когда проходится дуть сильнее, когда лист бумаги свёрнут или развёрнут (Ответы детей)

Опыт 5: Сколько времени человек может прожить без дыхания

Вос-ль: Может ли человек прожить без дыхания? Катя подойди ко мне. Закрой рот. Зажми нос пальцами и не дыши столько, сколько сможешь. Мы будем считать хором. (Первым вызывается ребёнок со слабой физической подготовкой)

-Теперь ко мне подойдёт Саша. (Последним приглашается ребёнок, хорошо развит физически)

-Видите, хоть Саша не дышал дольше остальных, всё равно прошло всего половина минуты. Может человек прожить без дыхания? (Ответы)

Игра для развития дыхательной мускулатуры «Морской бой» (в таз налита вода, приготовлены бумажные кораблики, трубочки для коктейля)

Вос-ль: А теперь поиграем в игру «Морской бой». Давайте разделимся на две команды. Каждая команда дует из трубочки от коктейля на свои кораблики, стараясь их столкнуть (утопить)

-Для облегчения счё та выберем двое судей: по одному от каждой команды.

Первый судья считает, сколько раз кораблики 1ой команды толкнули кораблики 2ой команды. Второй судья - сколько раз кораблики 2ой команды толкнули кораблики 1ой команды. За каждое столкновение команда получает фишку. По количеству фишек выявим победителя.

Итог занятия :

Вос-ль: И так, что нового вы сегодня узнали на занятии? Чем занимались? Что понравилось?

Домашнее задание: узнать для чего нам нужен нос кроме дыхания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Фотоотчёт о НОД по валеологии «Органы дыхания»Фотоотчёт о НОД по валеологии «Органы дыхания» Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания. Задачи: Образовательная: дать детям первичные представления.

Изготовление наглядного пособия «Органы дыхания человека» с детьми подготовительной к школе группыИзготовление наглядного пособия «Органы дыхания человека» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Продолжать знакомить старших дошкольников с органами дыхания человека. Назначение: Использование индивидуального пособия для дыхательной.

Конспект занятия «Дружная семейка — солнечная система» Цель: Дать первоначальные представления о солнце (огромная раскаленная звезда, о его размерах; о строении Солнечной системы. Материал:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Солнечная система»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Солнечная система» Тема: «Солнечная система» в старшей группе. Задачи: закрепить знания о космосе; умение рисовать восковыми мелками, акварелью; продолжать.

Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце»Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце» Цель : Познакомить детей с работой и назначением сердца Материал к занятию : презентация «Как работает наше сердце», интерактивная доска.

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как устроена и работает дыхательная система» (органы дыхания)
Опубликовано: 2 января 2021 в 14:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как устроена и работает дыхательная система» (органы дыхания)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мухопад (УИ 511227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД