МААМ-картинки

Конспект занятия по теме «Дети и война»: на страницах рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»

Ольга Губер
Конспект занятия по теме «Дети и война»: на страницах рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия : Узнать, как жили дети во время Великой Отечественной войны на примере рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп».

Задачи:

- продолжить знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне;

-обогащение словарного запаса и развитие связной речи обучающихся;

- развитие навыка анализа художественного произведения;

- воспитание любви к Родине;

- развитие умения работать в команде.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Добрый день, дорогие ребята!

Публикация «Конспект занятия по теме „Дети и война“: на страницах рассказа Р, Погодина „Послевоенный суп“» размещена в разделах

Наше занятие я хочу начать со слов Радия Петровича Погодина. (на слайде)

«Ребёнок - такая маленькая планета, которая умеет дышать, смеяться и плакать. Он сам освещает свой космос. Он населяет свою планету. И птицы, и облака, и дракон, и ромашки - всё он сам».

Красиво сказано, не правда ли? Ответы детей. О ком это высказывание? (о ребенке, о детях).

Какое значение слова дети мы находим в словаре Ожегова? Прочитайте значение этого слова.

Словарная работа

-Мальчики и (или) девочки в раннем возрасте, до отрочества

-Сыновья, дочери

2. Целеполагание

Радий Петрович говорит, что ребенок- это планета, и он сам населяет свою планету. Предположите, чем населена планета детства? (рисунками, воображением, мечтами, радостью, смехом, добротой, фантазией).

А что еще любят делать дети? Ответы детей: играть, баловаться.

Погодин говорит, что ребенок- это и птицы, и облака, и дракон, и ромашки. Какие качества можно спрятать в этих словах?

Доброта (где спряталась доброта?- в ромашке)

Любовь (где спряталась любовь?- в ромашке)

Счастье

Воображение (где спряталось оно- в драконе)

А что может символизировать дракон, кроме воображения? (игры, чудеса)

Ребята, предлагаю вам назвать слова, ассоциации, которые связаны с детством, детьми. Ответы детей. Что же характерно для детей, детства. (счастье, жизнь, мечты, любовь, игры, воображение, ласка)

На доске: Дети : счастье, жизнь, мечты. Именно таким должно быть детство.

Не все детям в нашей стране повезло с таким счастливым детством. Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Я. Маршака «Мальчик из села Поповки» - аудиозапись.

Что вы почувствовали, когда услышали это стихотворение? Ответы детей. (страх, горе, смерть, безнадежность).

Какой мир здесь представлен? Какой мир мы видим? Война. Мир войны. Жестокий мир, ужасный. Вокруг все разрушено. Что мы видим? Один ребенок остался. У маленького ребенка никого не осталось. Почему Погибла его семья. А почему погибла не только его семья, но и семьи многих других детей? Началась война. А как называлась эта война? В какие годы она проходила? Ответы детей.

Давайте найдем значение этого слова в словаре Ожегова.

Словарная работа

Война- вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Какие ассоциации возникают у вас к слову война. Ответы детей. Страх, разрушения, голод, боль, беспомощность, горе, смерть, ужас.

На доске:

-смерть, ужас

Как в думаете, могут ли два эти понятия (дети и война) находиться рядом? Ответы детей.

Итак, дети и война, Р. П. Погодин (портрет на доске). Как называется рассказ? «Послевоенный суп». Кто может назвать тему нашего сегодняшнего занятия? Попробуйте сформулировать. Ответы детей.

Тема занятия : «Дети и война» : на страницах рассказа Р. П. Погодина «Послевоенный суп».

Предположите, какая проблема встанет перед нами, исходя из темы занятия. Ответы детей.

Цели занятия :

-Как же жили дети во время войны?

-Что им приходилось делать?

– Что нам надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Проанализировать рассказ, уделить особое внимание главным героям.)

Как мы узнаем, по каким критериям определим, что мы достигли нашей цели. Ответы детей.

3. Анализ рассказа.

Итак, на прошлом занятии мы прочитали рассказ «Послевоенный суп».Где происходит действие рассказа? (ответы детей). В деревне. Что нам известно про эту деревню? Ответы детей. Недавно стала тылом. Как вы понимаете? Деревня была оккупирована врагом. Пришли танкисты, и прогнали фашистов. Деревня стала тылом. Сейчас там не происходит военных действий. В каком настроении находятся танкисты? Ответы детей. Да, в радостном, веселом. Почему? Ответы детей. Они прогнали, победили фашистов.

Но все ли так радостно?

Я предлагаю прочитать отрывок из текста на слайде:

«В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звонит, и в нем семена: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками и просто так, в глянцевитой кожурке. Воронки на теле своём земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.»

Воронки на теле своём- на что это похоже? Ответы детей. На раны. Земля сильно пострадала от врага. Но несмотря на это что происходит? Она потихоньку оживает, восстанавливается.

Посмотрите на 1 предложение. Что здесь подробно описано? Ответы детей. Семена. Почему так подробно описаны семена? Это новая жизнь.

-Кто является главными героями рассказа? Ответы детей. Мальчик и танкист.

4. Работа в парах. 4 минуты на подготовку.

-1 пара:

Описать предложенную иллюстрацию и найти фрагмент в тексте

-2 пара:

Найти описание мальчика Сеньки

-3 пара

Чем занимается мальчик

Выступление 1 пары. Зачитывают отрывок.

Мальчишка сидел у ручья. Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. Неподалеку кормился бесхвостый петух. Хвост он потерял в недавнем неравном бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая.

— Здорово, воин, — сказал мальчишке танкист. — Как тут у нас настроение по женской части?

У меня вопрос к вам: кто же там ходит по земле? Ответы детей. Курицы. Представители животного мира. Какие были курицы, какой эпитет? Ответы детей. Сухогрудые. Как вы понимаете это слово? Что значит сухогрудые? Ответы детей. Они были голодные. И оттого, что они испытывали каждый день голод, какие они были? Худые, как высохшие. Чем заняты курицы? Ответы детей. Копошат. Что значит копошат? Они не просто клюют. Тщательно обыскивают, ищут сьестное.

Солдат подошел к мальчику и сказал: здорово, воин. Почему он назвал его воином? Он разве похож на воина? Нет. Кто сейчас больше воин в этой ситуации- мальчик или танкист?

Солдат шутит, показывая превосходство перед мальчиком. В глазах солдата все невоенное казалось незначительным. Сидит маленький мальчик у ручья. Конечно, для солдата невелика фигура.

Физминутка

Собрать пословицы (в группах, маршрутный лист)

Ростом маловат, зато мужеством богат

Закон бойца — стойкость до конца.

Выступление 2 пары.

Ответьте, кто больше в тексте описан-Сенька или танкист? Ответы детей. Да, Сенька. Давайте посмотрим, как он выглядит. Дети читают описание мальчика.

Почему он так выглядел? Ответы детей. Да, мальчик голодал, был худой, в старой рваной одежде. Как вы думаете, так выглядел наш мальчик, или так выглядели дети военного времени? Ответы детей. Да, так выглядели дети того времени.

Выступление 3 пары

Вам нужно было рассказать, чем занимается мальчик. Прочитайте отрывок.

Я только харчи крал. Ребятишки маленькие: Маруська наша, и Сережка Татьянин, и Николай. Они как галчата, целый день рты открытые. И Володька был раненый — весь больной. А я над ними старший.

Чем занимается наш мальчик? Ответы детей. Он ворует. Он крадет. Какое у вас отношение к воровству? Ответы детей. (плохое). Мы с вами знаем, что он крадет не для себя, а чтобы прокормить детей. Какое у вас отношение к поступкам мальчика. У нас есть отрицательное отношение к мальчику? Нет. Какие есть доказательства в тексте, что в деревне страшный и сильный голод. Что делают жители этой деревни? (готовят из корней лопуха, у них свои рецепты).Все опустошено, разграблено. Напомните про случай с картошкой. Ответы детей. Куда он клал картошку. За пазуху. Сколько лет Сеньке? 7-8 лет. Он за пазухой нес раскаленную картошку Бежать нельзя. Почему? Фашисты догадаются, что украл. И он шел медленным шагом. Сколько он шел медленным шагом? Всю деревню он прошел. Можно ли этот поступок с картошкой назвать подвигом? Да. А что же такое- подвиг?

Словарная работа.

Подвиг- самоотверженный, героический поступок.

Какие качества характера мы сейчас видим в Сеньке?

Пишем на доске:

-храбрость. А в чем храбрость?Не побоялся идти к фашистам.

-Терпение. В чем? Терпел боль.

-бесстрашие. Не боялся, что его могут убить.

-ответственность. Ответственность за других. Чем взрослые отличаются от детей? У взрослых появляется ответственность. Они берут на себя ответственность. А у нас мальчик взял на себя ответственность. Что с ним произошло во время войны? Рано повзрослел во время войны. Встал взрослым.

Обратите внимание, как слушает танкист рассказ мальчика. Ответы детей. Он мнет мыло. Почему? Он переживает. Он растерялся. Почему? Ему стало жалко мальчика. В его глазах Сенька вырос. Если раньше танкист смотрел на Сеньку свысока (Т м, в его глазах мальчик был незначительным, то после рассказа мальчика, когда он увидел, что делает ребенок каждый день, наравне ли они? Нет. В глазах танкиста мальчик вырастает до взрослого, до богатыря. (т М)

5. Рефлексия

Давайте подведем итог. Можно ли сказать, что у Сеньки счастливое детство? Нет.

Что является причиной этому несчастью? Война.

На слайде:

Во время Великой Отечественной войны дети лишились детства. Им пришлось рано повзрослеть. Благодаря силе характера, выносливости, чувству ответственности за других, желанию помочь людям удалось выжить в этой войне.

Ребята, мы ответили, как жили дети во время войны? Ответы детей. Бедно, плохо, голодно, тяжело, страшно. Что им приходилось делать?

Воровать, брать ответственность на себя, рисковать жизнью.

Я хочу вас попросить подумать, что бы вы сказали Сеньке, если бы была такая возможность. Может, вы хотите его приободрить, поддержать, пожелать. Ответы детей

-живи дальше, несмотря ни на что

-война закончится и наступит мир

Я бы сказала: Сенька, родной, продержись, придет скоро Победа, совсем чуть –чуть осталось.

Показываю письмо-треугольник. На что похож этот конвертик? Слайд. На письма с фронта. На таких треугольниках солдаты писали письма своим родным и близким. У каждого треугольника своя судьба. У кого-то счастливая. У кого-то трагичная. Такие письма ждали месяцами, годами, десятилетиями, даже когда давным-давно кончилась война. Они бережно хранятся, их берегут.

Все дети мечтают. Напишите свою мечту, о чем вы мечтаете. На этом конверте. Мне ее называть не надо. Это ваша мечта, личная. Пусть ваша мечта будет всегда с вами.

Чем заканчивается рассказ? Солдат мечтает о супе. Это мечта одного солдата? Нет. Это всенародная мечта. Что символизирует суп? Ответы детей. Уют. Семью. Радость. Теплоту.

Что хотел сказать автор своим рассказом? Что все люди мечтают о мире, о счастье. Хочу сказать словами писателя Короленко, что люди созданы не для войны. Человек создан для счастья. А что такое счастье- это любить свою семью, свою Родину. Свое счастье надо оберегать и охранять от врага. Как вы думаете, этот рассказ не потерял своей актуальности? Об этом нужно говорить?

Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря произведениям многих писателей, в том числе и Р. Погодина, можем приобщиться к этой истории

Самооценка «Пик знаний».

Если вы узнали, что-то новое, интересное, вам было все понятно, то возьмите флажок и прикрепите его на вершину горы, если вы испытывали трудности, не все было понятно, то прикрепите флажок у подножья.

Взаимооценка «Оцени соседа по парте»

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на занятии.

Ты мог бы работать лучше.

Спасибо вам за работу на занятии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов Возраст: 8–11 класс Участники: 9–15 человек Действующие лица: Дед Савельев Бабка Вера Сенька Тамарка Пучкова Солдат Жители деревни Актер:.

Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить»Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка.

Музей в чемодане «Там, где песня поётся, там легче живётся!» по теме «Великая Отечественная война»Музей в чемодане «Там, где песня поётся, там легче живётся!» по теме «Великая Отечественная война» Фотоотчёт для старших дошкольников Музей в чемодане. "Там, где песня поётся, там легче живётся!" Мысль о создании «Музея в чемодане» нам.

Фотоотчёт: Послевоенный Луганск. Часть 1. «Жизнь продолжается»Фотоотчёт: Послевоенный Луганск. Часть 1. «Жизнь продолжается» Город Луганск расположен на востоке Украины в месте слияния реки Лугани с рекой Ольховой. По площади и населению Луганск входит в число.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лэпбуку «Великая Отечественная Война»Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лэпбуку «Великая Отечественная Война» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Методические задачи:.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Война и дети» ВидеоКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Война и дети» Видео Цель: Формировать умения располагать изображения на альбомном листе, четко передавая данную тематику. Задачи: Учить рисовать фигуры детей,.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Нравственно-патриотическая беседа «Война и дети» «Война и дети». Цель: Воспитание любви к родному краю, как к своей малой Родине. Осознание нравственной ценности, причастности к судьбе.

Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группеСоставление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группе КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: Составление рассказа по картине «ДЕТИ КОРМЯТ ПТИЦ В ПАРКЕ" НОД в старшей группе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по теме «Дети и война»: на страницах рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 12:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по теме «Дети и война»: на страницах рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губер (УИ 1533584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД