МААМ-картинки

«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов (7 фото)

Диляра Беляева
«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст: 8–11 класс Участники: 9–15 человек

Действующие лица:

Дед Савельев

Бабка Вера

Сенька

Тамарка Пучкова

Солдат

Жители деревни

«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов

Актер: Дед Савельев еще в первую военную весну назначил поле для пахоты — широкий клин между холмов, возле озера. (Надевает дедовский жилет)

Публикация «„Кони“, Сценарий по одноименному произведению Р, Погодина для учащихся 8–11 классов» размещена в разделах

Дед Савельев: Эту землю пашите. Эта земля устойчивая. За всю мою жизнь этот клин никогда не давал пропуску. В засуху здесь вода не иссыхает — здесь ключи бьют. В дожди с этой земли излишек воды стечет, потому что поле наклонное к озеру. И солнце его хорошо обогревает благодаря наклону. И ветер его обходит — оно холмом загорожено.

1-ая: Жительница Деревни: С этого клина прожили вторую зиму под немцем.

2-ая: Долгой была та зима. Вьюжной была и отчаянной.

3-я: В малую деревню вести с фронта не попадают. А если и достигнут какие, то немцы изукрасят их на свой лад — худо.

4-ая: Худо, когда печь не топлена.

1-ая: Худо, когда есть нечего, ребят накормить нечем.

2-ая: Худо совсем, когда неизвестность.

5-ая: Но не верит сердце в погибель. Даже в самой слабой груди торопит время к победному часу.

Фото «Кони»

1-ая: Весна пришла ранняя. Услыхав ее, снарядились женщины пахать.

2-ая: Четверо тянут, пятая плуг ведет. А другие отдыхают. Пашут по очереди, чтобы не надорваться.

4-ая: Семена собрали по горстке, кто сколько сберег.

Сенька (выбегает): Сенька тоже в упряжку стал — пришел со своей лямкой в помощь. Тянет — в голове от натуги звон, в глазах круги красные.

5-ая: Ай да конь! Ну жеребец!

3-я: Не ярись, не лютуй — все поле потопчешь.

1-ая: Ишь в тебе силы сколь — аж земля трещит.

Сенька: На эти насмешки Сенька внимания не обращает. Пусть посмеются для пользы дела.

От земли пар идет. И от пахарей пар. Небо мотнулось куда-то вбок. Земля из-под ног выскользнула. Падает Сенька носом в борозду.

4-ая: Уже вспахали больше половины, когда наткнулись на бомбу.

2-ая: Пошли к деду.

3-я: Жалко им работы, жалко потраченной силы, а ничего не поделаешь

5-ая: Шевельнешь бомбу — и вырастут вместо хлеба сироты.

Дед Савельев: Дед долго сидел, глядя в окно на весну, которая — и не заметишь — обернется каленым летом.

— Нужно дальше пахать, — С этого поля вы сыты будете. С другого не наверняка. Кабы тех полей много, как раньше: на одном посохнет — на другом уродится, на одном погниет — на другом выстоит. А здесь одно, да зато верное.

Сенька: Дед, бомба на нем. Ты, может, не понял иль недослышал?

Дед Савельев: С бомбой я слажу. Кабы знать, куда ее стукнуть, тогда бы мне и совсем просто. На один миг делов.

5-ая жительница деревни (Надевая Бабкин платок): Бабка Вера, самая старая в деревне старуха, которая, как говорили, когда-то давно оседлала чёрта и с тех пор на нем верхом ездит, иначе как объяснишь такую прыть в ее древнем возрасте, растолкала женщин, стала перед стариком подбоченясь:

(деду)Ты что же, сивый пень, не знаешь? Сколько раз на войне воевал и не знаешь?

Дед Савельев: Не шуми, Вера. Система на всякой войне разная. Ты, если что, кошку мою, Марту, к себе забери.

(бабам) Вы завтра утром в поле не приходите. Сидите дома. (Бабке Вере)Ты, Вера, тоже дома побудь. Не вздумай. В таком деле одному надо.

Бабка Вера: Молод еще мной командовать!

. Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов - фото

Дед Савельев: Дед вздохнул, отвернулся к окну. Он в небо глядел, на журавлиный пролетающий клин.

Бабка Вера: Кис-кис. — прошептала бабка. Кошка Марта прыгнула к ней на руки. — Пойдем, — сказала ей бабка ласково, — у меня побудешь.

4-ая: Женщины ушли тихо. Бабка, шаркая по полу залатанными кирзовыми сапогами, унесла кошку.

Сенька: Сенька остался — забился на печи за стариков полушубок.

3-ая: Старик у окна сидел.

1-ая: Закатное небо разукрасило его голову в огненный цвет.

Сенька: Проснулся Сенька от старикова шага. Старик оглядывал заступ и что-то ворчал про себя не сердито, но строго.

Сенька решил: «Топора не берет, значит, отдумал тюкать бомбу по рыльцу». Внезапный крепкий сон настиг его в конце этой мысли, оттого опоздал Сенька в поле. А когда пришел и затаился в овраге, по которому вдоль поля бежал ручей, услышал: ударяет дед обухом топора по бомбе. Бомба гудит жестко, как наковальня, — звук ударов словно отскакивает от нее.

(деду) Взял топор все-таки!

3-я: Когда в овраг пришли женщины, не утерпели, у старика уже был выкопан вдоль бомбы окопчик — узкая щель. Теперь он копал ступеньки — в эту щель плавный сход. А когда выкопал, спустился туда и осторожно скатил бомбу себе на плечо.

2-ая: Женщины в овраге замерли. Куда старому такую тяжесть?

1-ая: Но, видать, имеется в человеке, хоть стар он и немощен, такая способность, которая помогает ему всю силу, оставшуюся для жизни, израсходовать в короткое время.

Дед Савельев: Дед полез по ступенькам наверх. Взойдет на одну ступеньку, поотдышится. Выше вздымается. Упирается рукой в край щели, чтобы вес бомбы давил не только на ноги ему. А когда выбрался из земли, направился по борозде к озеру.

4-ая: Мелко идет — некрепко. Рубаха на нем чистая. Белые волосы расчесаны гребнем.

Бабка Вера: Женщины поднялись из оврага. Бабка Вера впереди всех. Без платка.

Сенька: Сенькина боязнь отступила перед медленным дедовым шагом, перед его согнутой спиной, которая сгибалась все ниже. Сенька пополз по оврагу за дедом вслед.

1-ая: Шея у деда набухла. Колени подламывались.

2-ая: До озера он дошел все-таки. Стал на край обрыва. Бомбу свалил с плеча в воду и повалился сам.

Бабка Вера: Бомба рванула. Крутой берег двинулся в озеро вместе с упавшим дедом.

3-я: Когда женщины подбежали, на место обрыва образовалась песчаная пологая осыпь.

1-ая: Внизу, у самой воды, лежал дед, припорошенный белым песком.

Дед Савельев: Дед еще жил.

Бабка Вера: Он был нераненый. Только оглохший и неподвижный.

1-ая: Женщины подняли его, отнесли на руках в избу. Там он потихоньку пришел в себя.

2-ая: Ребятишки деревенские во главе с Сенькой каждый день приходили к нему, играли возле него или просто сидели.

Бабка Вера: Фронт сквозь деревню прошел, опалил ее, но не сильно — дожил дед до нашего войска.

Сенька: Сеньку нарядили кур пасти, потому проглядел он дедову кончину.

Тамарка Пучкова: Тамарка Пучкова, после Сеньки самая старшая сидела в тот день в стариковской избе во главе ребятишек.

Дед Савельев: Дед подозвал ее и велел:

(Тамарке) Ты иди, Тамарка, уводи детей. Мне сейчас одному нужно побыть. Сейчас мое время дорогое. Мне нужно людям обиды простить и самому попросить прощения у них. У всех. И у тех, что померли, и у тех, что живут. Иди, Тамарка, иди. Я сейчас буду с собой разговаривать.

Фото №1 Возраст класс Участники человек Действующие лица Дед Савельев Бабка Вера Сенька Тамарка Пучкова Солдат Жители деревни

Сенька: Когда Сенька узнал, что старик помер, он упал на траву и заплакал. Ушли из его головы все мысли, все обиды и радости — все ушло, кроме короткого слова — дед.

1-ая: Четыре солдата — четыре обозных тыловика, пожилые и морщинистые, внесли дедов гроб на высокий холм. На этом месте был древний погост. Еще сохранились здесь древние каменные кресты, источенные дождями, стужей и ветром. Немцы рядом с каменными крестами устроили свое кладбище — ровное, по шнуру.

Бабка Вера: Женщины придумали положить деда там же, на самой вершине бугра, чтобы видны были ему и немецкое скучное кладбище, и вся окрестная даль: и поля, и леса, и озера, и деревня Малявино, и другие деревни, тоже не чужие ему, и белые от пыли дороги, исхоженные медленным дедовым шагом.

2-ая: Женщины хотели сохранить живую молву о нем, потому и выбрали древний высокий холм ему как бы памятником.

3-я: Солдаты снарядились дать над могилой залп из четырех боевых винтовок.

2-ая: Не нужно над ним шуметь, — сказала женщина-председатель.

Бабка Вера: Бабка Вера руки из-под платка выпростала. Вскинулись ее руки кверху, как комья земли от взрыва.

— Палите! — закричала она. — Небось солдат. Небось всю жизнь воевал. Палите!

1-ая: Солдаты выстрелили в синий вечерний воздух из своего оружия. И еще выстрелили. И так стреляли три раза. Потом ушли.

4-ая: Женщины тоже ушли. Покинули холм ребятишки, одетые во что попало, застиранное, перелатанное и не по росту.

Сенька: Сенька сидел согнувшись, уронив голову. В сером залатанном ватнике он был похож на свежую грудку земли, не проросшую травами.

Бабка Вера: Бабка Вера металась среди немецких могил черным факелом. Подходила к краю бугра, и все бормотала, и все выкрикивала, словно бранила за что-то старика Савельева, по ее мнению рано ушедшего, или, напротив, обещала в своей бесконечной старости прожить и его недожитое время.

4-ая: На следующий день солдаты-обозники укатили на рессорных телегах к фронту. Женщины заторопились свои дела делать. Ребятишки сели на теплом крыльце избы, в которой дед проживал, в которой сейчас было пусто, по-пустому светло и гулко и прибрано чисто.

2-ая: Фронт уже далеко отошел от деревни. Лишь иногда по ночам избы начинали дрожать. Ветер заносил в открытые окна неровный накатистый звук, будто рушилось что-то, будто бились боками сухие бревна и ухали, падая на землю.

1-ая: Все боевые войска давно прошли сквозь деревню, и обозы прошли, и санитарная часть. Дорога утихла.

Солдат: Шагал по этой дороге солдат, искал для себя ночлега. Шел он из госпиталя в свою дивизию, в стрелковую роту, где до ранения состоял пулеметчиком. Крыльцо, усаженное ребятишками, поманило его, повлекло. Подумал солдат: «Вот, однако, изба веселая. Остановлюсь тут, отдохну в житейской густой суматохе». Солдат вспомнил свою семью, где был он у матери седьмым, самым младшим сыном — последним.

(Детям) Привет, мелкота,

Сенька и Тамарка: Здрасте,

Солдат оглядывается.

Солдат: Чисто живете. Разрешите и мне пожить с вами до завтра.

Сенька: Мы в этой избе не живем. В ней дед Савельев жил, а теперь помер.

Солдат: Вот оно как, однако. Чего же вы тут, у пустой избы, делаете? Играете?

Сенька: Нет, Мы здесь просто сидим. Вы ступайте в какую-нибудь другую избу ночевать. Сейчас в избах просторно. Когда фронт проходил, в избах народ не помещался — на улице спали. А сейчас в избах места пустого много.

Солдат: Но солдату понравилась чистая комната, привлекла тишина и широкая лавка вдоль печки. «Что я, шуму не слышал и писку ребячьего. Зачем я буду кусок отрывать от голодных ртов? А мне самому поделиться нечем — полхлеба да полбанки консервов на всю дорогу до фронта. А еще идти вон сколько. Заночую в этой избе. Перина мне не понадобится, шинель постелю и шинелью укроюсь».

(Детям) Я здесь заночую, Сразу спать лягу. А вы не шумите, мне рано вставать, я в свою дивизию тороплюсь.

Солдат положил мешок в изголовье и завалился на ночлег. Помечтал немного о медицинской сестре Наташе, с которой познакомился в госпитале, которой пообещал письма отсылать каждый день, и заснул.

2-ая Жительница Деревни: Во сне он почувствовал, будто его трясут и толкают в спину.

Солдат: Что, в наступление? - Солдат принялся шарить вокруг, отыскивая винтовку, и проснулся совсем. Увидел себя в избе. Увидел окна с красной каймой от закатного солнца. А перед собой разглядел мальчишку в драном и не по росту ватнике.

Сенька: Ты что в сапогах завалился? На этой лавке дед помер, а ты даже сапоги не скинул.

Солдат: Солдат рассердился за прерванный сон, за то, что его такой молокосос уму учит.

— Да ты кто такой? Как пальну тебе по ушам!

Сенька: Не кричи. Я тоже кричать могу. Я здешний житель. Сенькой зовут. Днем я на коне работал. Сейчас его пасть погоню к озеру, на луговину.

4-ая Жительница Деревни: Мальчишка подошел к двери. Лицо его просветлело, он зачмокал тихо и ласково.

Солдат: Солдат тоже увидел привязанного к крыльцу коня. Был тот конь то ли больной, то ли совсем заморенный. Шкура на широкой кости висела как балахон. Голову конь положил на перила, чтобы шея у него отдыхала.

— Вот так конь! Таков конь на одёр да на мыло. Другой пользы от него никакой.

3-я Жительница Деревни: Мальчишка гладил коня по морде, совал ему в мягкие черные губы сбереженную корочку.

Сенька: Какой ни на есть — все конь. Жилы у него в ногах застуженные. Я его выхожу, к осени резвый будет. Нам его солдаты-обозники подарили. А ты, спать ляжешь, сапоги скинь. Нехорошо. Дом еще после деда не остыл, а ты в сапогах завалился.

Солдат: Солдат зубами заскрипел от досады.

— Подумаешь, дед! Сейчас маршалы гибнут и генералы. Солдаты-герои пачками в землю ложатся. Война! А вы тут со своим дедом.

3-я Жительница Деревни: Солдат лег на лавку к печке лицом и долго еще ворчал и выкрикивал про свои раны и страшные минуты, которые он претерпел на фронте.

5-ая: Потом солдат вспомнил свою мать. Была она уже старая непомерно. Еще до войны у нее было одиннадцать внуков от старших сынов.

Солдат: Бабка, однако всю эту ораву сейчас растит. Картошек варит не по одному чугуну. На такую гурьбу много еды нужно — сколько ртов! Ей бы отдохнуть, погреть ноги в тепле, да вот, видишь, какое дело — война. —

2-ая: Солдат заворочался, сел на лавке. Показалось ему, что изба не пустая, что движется в этой избе его мать в своих бесконечных хлопотах.

Солдат хотел сказать: «Тьфу ты!» — но поперхнулся. Потом прошел по избе, потрогал нехитрую утварь, стесненно и радостно ощущая, что сохранили тут для него нечто такое, о чем мог позабыть в спешке войны.

Фото №2 Актер Дед Савельев еще в первую военную весну назначил поле для пахоты широкий клин между холмов возле озера

Солдат: — Ух ты, бедолаги мои. — И закричал: — Эй! — не умея позвать мальчишку, потому что всякие слова, которыми называют мальчишек солдаты, здесь не годились. — Эй, мужик на коне!

1-ая: Никто ему не ответил. Мальчишка уже ушел пасти коня к озеру и, наверно, сидел сейчас под березой, растапливая костерок.

Солдат: Взял солдат мешок, взял шинель. Вышел на улицу. Спустился к мальчишке на мокрый луг.

— Я к тебе ночевать пришел. Не прогонишь? Мне одному что-то холодно стало.

Сенька: Ложись, Сюда шинельку стели, здесь сухо. Тут я вчера землю костром прокалил.

Солдат: Отчего дед помер?

Сенька: От бомбы.

Солдат: Прямым попаданием или осколком?

Сенька: Все одно. Для тебя он чужой, а для нас — дедка.

Фото №3 Надевает дедовский жилет Публикация Кони Сценарий по одноименному произведению Р Погодина для учащихся классов размещена в разделах Лошади

Сенька сходил проведал коня. Потом подбросил в огонь хворосту и травы, чтобы отгонять комаров. Расстелил драный ватник возле солдатской шинели и прилег на него.

— Спи. Завтра спозаранок будить буду. Дел много. Я две картошины закопал под золу, утром съедим.

Солдат: Солдат уже подремал в избе, перебил сон на время и теперь не мог уснуть сразу. Глядел в небо, в ясные звезды, чистые, словно слезы.

Сенька: Сенька тоже не спал. Смотрел на теплый багрянец в небе, который будто стекал с холмов в озеро и остывал в его темной воде. Пришла ему в голову мысль, что дед и по сей день живет, только переселился на другое, более удобное для себя место, на высокий холм, откуда ему шире глядеть на свою землю.

3-я Жительница Деревни: Уснувший солдат бормотал во сне что-то любовное. С озера поднялся туман. Зыбкие тени шатались над лугом, сбивались в плотный табун.

5-ая Жительница Деревни: Мнилось Сеньке, что вокруг него пасется много коней — и гнедых, и буланых.

4-ая Жительница Деревни: И крепкие, статные кобылицы нежно ласкают своих жеребят.

Сенька: Дед. Дедка, у нас теперь кони есть.

Солдат: И солдат шевельнулся от этих слов, положил на мальчишку свою тяжелую теплую руку.

Фото №4 Литература и стихи для детей о лошадях Лошадь жеребенок конь Средняя школа класс Старшая школа класс Старшая школа
Публикации по теме:

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Сценарий квест-игры по профориентации для учащихся 1–4 классов «Юные мастера»Сценарий квест-игры по профориентации для учащихся 1–4 классов «Юные мастера» КВЕСТ-ИГРА по профориентации для учащихся с 1-4 классы «Юные мастера» Цель: расширить представление у обучающихся о разнообразии профессий.

Сценарий мюзикла «Красная Шапочка» для учащихся 1–8 классовСценарий мюзикла «Красная Шапочка» для учащихся 1–8 классов сценарий и муз. материал Красная шапочка Сценарий 1 сцена Открывается занавес На сцене декорации кухни выходит Мама Кр. Ш. 1. «Песня про.

Сценарий новогоднего представления «Поиски пиратских сокровищ» для учащихся 1–4 классовСценарий новогоднего представления «Поиски пиратских сокровищ» для учащихся 1–4 классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Паллада» Г Советская Гавань,.

Сценарий школьной агитбригады для учащихся старших классов «ЗОЖ» Молодежь (песня Трофима) 1. Мы не сделали революции Да мы знаем, что это сложно. Мы изменим нашу жизнь к лучшему, Мы – Россия, мы это.

Сценарий праздника для учащихся 5-х классов «День защитника Отечества» Ведущ. 1 Добрый день наши уважаемые друзья! Ведущ. 2 Здравствуйте наши будущие защитники Родины! Ведущ. 1 Сегодня мы будем проверять вас на.

Сценарий игры-соревнования по ПДД «По дороге на зеленый свет!» для учащихся 5–7 классов Игра-соревнование по Правилам дорожного движения «По дороге на зеленый свет!» для учащихся 5-7 классов О начале игры объявляется заранее,.

Сценарий праздника «Сердечко для мамы» для учащихся 1–4 классов Сценарий праздника «Сердечко для мамы», посвященный Дню Матери в России Звучат фанфары. Выбегают дети. 1. Есть в нашем мире слово вечное,.

Сценарий спортивного мероприятия «Веселые старты» для учащихся начальных классов Тема спортивного мероприятия: «Веселые старты» для учащихся начальных классов. Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: - привлечение.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов
Опубликовано: 30 октября 2023 в 15:22
+227Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кони». Сценарий по одноименному произведению Р. Погодина для учащихся 8–11 классов» (включая файлы) размещена пользователем Диляра Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД