Ирина Постнова
Конспект занятия «Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида на материале лексической темы «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида на материале лексической темы : «Профессии»
Цель занятия :
организация деятельности по усвоению навыков практического употребления глаголов совершенного и несовершенного на материале лексической темы «Профессии».
Задачи занятия :
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида на материале лексической темы „Профессии“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
• создать условия для расширения представления об окружающем мире на материале лексической темы : «Профессии», используя глаголы совершенного и несовершенного вида.
• научить дошкольника самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя презентацию; во время игры.
2. Коррекционные:
• организовать деятельность по формированию лексико-грамматические конструкции родного языка.
• создать условия для уточнения и расширения словарного запаса по лексической теме «Профессии».
3. Воспитательные:
•создать условия для воспитания культуры речевого общения.
Оборудование:
• предметные картинки (врач, повар, учитель, парикмахер, строитель, уборщица, сапожник, пожарник, стекольщик);
• технические средства (компьютер с презентацией)
• раздаточный материал
• кукла Незнайка
• тетради
• карандаши
Ход занятия
1. Этап организационный
Приветствие ребенка и гостей.
2. Этап проверочный
(по лексической теме «Профессии наших мам»).
Отгадай интересные загадки.
1. Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь, как лечиться, знает. (врач)
2. Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.
Знает школьник и родитель, проведет урок. (учитель).
3. Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель, это няня. (воспитатель)
Ребенок выбирает из предложенных картинок изображения с профессиями людей. (картинки-отгадки).
3. Этап получения новых знаний
Мы сегодня с вами совершим путешествие в страну Знаний, где научимся правильно говорить о том, что мы ДЕЛАЕМ и о том, что мы СДЕЛАЛИ.
А помогать нам в этом будут Профессии людей.
Презентация (Авторская).
Работа с соблюдением санитарных правил Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. СанПиН 2.4.1.2660-10.
I часть.
1 задание.
Цель:
Обучение ребенка дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.
Инструкция:
Я назову, чем занимается человек, ты назови профессию.
(Лечит людей – врач,
Продает товар - продавец,
Готовит еду – повар,
Строит здания - строитель,
Подстригает волосы - парикмахер,
Рисует картины – художник).
2 задание.
Инструкция:
Я называю профессию, а ты назови, чем занимается человек этой профессии.
Учитель-логопед - ребенок
Врач - лечит людей.
Продавец - продает товар.
Строитель - строит здания.
Парикмахер - подстригает волосы.
Художник - рисует картины.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
Посмотри направо, посмотри налево, посмотри вверх, посмотри вниз (параллельно идет развитие ВПФ - ориентация в пространстве).
II часть (презентация).
1 задание:
Задание на понимание и правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
Инструкция: Слушай внимательно и смотри.
Покажи, где человек закончил действие, а где – не закончил действие.
Здесь строитель строит, здесь построил,
Здесь парикмахер подстригает, здесь подстриг,
здесь дворник подметает, а здесь – здесь подмел,
здесь врач лечит – здесь вылечил,
здесь швея шьет – здесь сшила,
здесь фотограф фотографирует – здесь сфотографировал,
здесь кондитер печет, здесь - испек,
здесь пожарник тушит, здесь - потушил.
Этап актуализации новых знаний
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
Цель:
Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
Составление предложений.
(Логопед дает образец полного ответа.)
Про незаконченное действие я спрошу так: «Что делает?»,
а про законченное действие я спрошу «Что сделал?».
В гости пришел Незнайка и не знает, как ему правильно произнести слово. Давай поможем Незнайке!
Предлагается набор предметных картинок, на которых изображены профессии людей в действии. Учитель-логопед называет несовершенное действие, а ребенок должен назвать - законченное действие.
Учитель- логопед: - Ребенок:
Стекольщик вставляет стекло. - Стекольщик вставил стекло
Парикмахер подстригает волосы - Парикмахер подстриг волосы
Портниха шьет одежду - Портниха сшила одежду
Скрипач играет на скрипке - Скрипач сыграл на скрипке
Учитель учит детей - Учитель научил детей
Сапожник чинит сапоги - Сапожник починил сапоги
Воспитатель занимается с детьми - Воспитатель позанималась с детьми
Продавец продает овощи - Продавец продал овощи
Врач лечит детей - Врач вылечил детей
Пожарник тушит пожар - Пожарник потушил пожар
Уборщица убирает мусор - Уборщица убрала мусор.
Этап релаксации. Физкультминутка
Логопед произносит слова и показывает действие, ребенок воспроизводит вслед за логопедом.
Учитель нас учит читать и писать,
Садовник в садочке цветы поливать,
Спортсмен нас научит со спортом дружить,
Строитель построит нам дом, чтобы жить.
Летчик – летает,
Водитель - ведет,
Дворник, наш двор хорошо подметет,
Лыжник на лыжах меня покатает,
Скрипач виртуозно на скрипке сыграет,
По этим названьям легко догадаться,
Чем может каждый из нас заниматься!
Этап закрепления
Дидактическая игра «Изобрази профессию»
Цель:
Развитие слухового внимания, мышления, воображения, развитие общей моторики.
Учитель-логопед называет профессию, а ребенок выполняет движения, характерные той или иной профессии.
Учитель-логопед: летчик, повар, строитель, учитель, дворник.
Ребенок – изображает.
Этап обобщения пройденного материала
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель:
Выделение глаголов совершенного и несовершенного вида.
Развитие слухового внимания, логического мышления.
Описание:
Предлагаются карточки с изображением людей разных профессий, где есть совершенное действие, и где – несовершенное действие.
Ребенку предлагается пошаговая инструкция:
1. Посмотри на картинки.
2. Назови, что изображено.
3. Скажи, что делает человек, а что -сделал. (гладя на картинки).
4. Сам задай вопрос.
Парикмахер подстригает. Повар испек пирог. Продавец взвешивает колбасу. Художник рисует картину.
Этап закрепления новых знаний, умений и навыков
Работа с раздаточным материалом
Цель:
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Логопед предлагает ребенку картинки с изображениями людей той или иной профессии, где есть законченное действие, и незаконченное.
Необходимо обвести красным карандашом картинки с незаконченным действие и зеленым карандашом картинки с законченным действием.
Итоговый этап
Подведение итога занятия.
Мы сегодня научились определять действия законченные и незаконченные, правильно задавать вопросы и сами искать на них ответы.
Этап рефлексии
Сообщение информации о домашнем задании