Фирюзя Абдульмянова
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
по составлению творческого рассказа
по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
Составила : Абдульмянова Фирюзя Кяримовна.
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Публикация «Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на
картине;
. формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;
• упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
• упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;
• активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
• воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Словарная работа: снеговик, сосулька, капель, ель, верба, проталины, подзорная труба, объект, глазок, правило, эмблема, тает, цветёт,
Методические приё мы: Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;
Игра «Вхождение в картину»;
ФИЗМИНУТКА;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Творческий рассказ детей
Ход занятия:
- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная?
А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть
«волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочки, мальчик, мама, солнце, горшок,цветы, пол,тапочки, салфетка, картина, диван, кот, стена, окно. и т. д.)
Игра «Фотографирование»
-- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило:
«Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляю эмблему 1).
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (девочка- мама, потому что она сидит на колене. Мама- диван,потому что мама сидит на диване, мальчик – горшок с цветком,потому что мальчик держит горшок и тд. ;).
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой.
Игра «Вхождение в картину»
-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.
ФИЗМИНУТКА
Солнечный мой лучик руки вверх
Прыгни на ладошку ладони вверх
Солнечный мой лучик кружатся
Маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо Руки на нос, на плечи,
Ой, как стало горячо! Прыжки
Прыг на лобик и опять Руки на лоб, на плечи,
На плече давай скакать прыжки
Вот закрыли мы глаза, закрыли глаза
А солнышко играет
Щечки теплым лучиком гладят щечки
Нежно согревает.
-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.
-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки капели, как кот мурлыкает, дети разговаривают,в соседней комнате пап телевизор смотрит.).
-Какие запахи ощущаете? (пахнет едой, цветами, котом, мамины духи. ….).
-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
-А, вот эмблемы этой игры и правило: «Я слышу как…», «Здесь пахнет…»
Игра «Живые картинки»
-Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку» : «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
-А вот этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе : Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….».
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рас