Светлана Жучкова
Конспект занятия по социо-коммуникативному развитию «Дмитров — город Воинской Славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по социо - коммуникативному развитию.
Тема. «Дмитров – город воинской славы».
Цель. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
Задачи.
- Знакомство с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны в городе Дмитрове (ноябрь 1941г.)
- Знакомство с памятниками, посвященными героям Великой Отечественной войны.
- Активизация словарного запаса детей.
Словарная работа: эвакуация, бронепоезд, маневренность, ожесточенный,
Публикация «Конспект занятия по социо-коммуникативному развитию „Дмитров — город Воинской Славы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Воспитание любви к Родине.
- Формирование интереса к истории родного города.
Материал и оборудование.
Грамзапись песни «Священная война» сл. В. И. Лебедев – Кумач, муз. А. В. Александров, грамзапись песни «Солнечный круг» Л. Ошанина, иллюстрация панорамы «Битва на Перемиловской Высоте», презентация «Памятники, посвященные подвигу советских солдат».
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Экскурсия в музей. Посещение Вечного огня (возложение цветов). Чтение художественной литературы. заучивание стихов.
Ход.
I часть.
Восп. Ребята давайте начнем наше занятие с приветствия.
«Приветствие»
Дети стоят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Восп. Сегодня мы поговорим о нашей малой Родине. Давайте прослушаем гимн города Дмитрова.
Слушание грамзаписи «Гимн Дмитрова»
II часть.
Восп. – Ребята мы поговорим о родном городе, о том, почему наш город носит гордое звание «Город воинской славы».
- Было это так. Более 60 лет назад, 22 июня 1941года, фашистская Германия напала на нашу страну. Во главе фашистов тогда стоял Гитлер, который хотел подчинить Германии весь мир. Фашистские войска были хорошо вооружены и очень быстро дошли до главного города нашей страны – Москвы.
Поначалу война казалась дмитровчанам чем – то далеким. О ней говорили лишь ежедневные сводки по радио да тревожные разговоры взрослых.
Просмотр видеоролика «Сообщение Левитана о начале войны».
Потом началась эвакуация предприятий и учреждений.
- Ребята, что такое эвакуация? (Ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель объясняет сам).
На улицах города появились патрули истребительного батальона. Население рыло оборонительные сооружения, а над Дмитровом уже летали немецкие самолеты. Плывущие по каналу баржи фашисты не бомбили: канал берегли, т. к. у них был план затопить Москву.
- Ребята, что значит затопить? (Ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель объясняет сам).
- В середине ноября вражеские войска захватили село Рогачево и город Яхрома. (Воспитатель показывает на карте.) Враг устремился к Дмитрову. А в Дмитрове, у Шпилевского переезда (окопы и сейчас видны вдоль берега канала) укрепился истребительный батальон. Он и должен был встретить врага. К счастью суда прибыл и вступил в бой с танками бронепоезд №73 войск НКВД. (Воспитатель показывает фото). Большую помощь оказала восемнадцати летняя стрелочница станции Дмитров Маша Литневская. Под огнем противника она переводила стрелки, обеспечивая подвижность и маневренность бронепоезда.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами характера обладала Маша Литневская?
- Совершила ли она героический поступок, почему?
На экране появляется иллюстрация с изображением панорамы «Битва за Перемиловскую Высоту».
- Другая группа немецких танков устремилась к селу Перемилово. У них на пути, чуть ниже того места, где сейчас возвышается монумент героям битвы за Москву (фото на экране, с двумя орудиями встал лейтенант Гурий Игнатович Лермонтов. Разгорелся ожесточенный бой. У врага 14 танков в сопровождении пехоты, орудия бьют со стороны Яхромы, а у Лермонтова только два орудия (фото). В этом бою лейтенант Лермонтов потерял оба орудия и своих бойцов. Враг захватил лишь часть села Перемилово – дальше его не пустили. Рано утром 29 ноября части советской армии внезапно перешли в атаку и ворвались на окраину села. Вражеская группировка была разбита и отброшена за канал. Серьезная угроза, нависшая над столицей с севера, была ликвидирована.
Ребята, давайте немного подвигаемся. Динамическая пауза «Товарищи капитаны».
Дети выходят на ковер и выполняют только те упражнения, перед которыми воспитатель говорит слова «Товарищи капитаны».
III часть.
- Вот какие события происходили на Дмитровской земле в далеком 1941году.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами обладали люди, защищавшие Родину?
- Можно ли участников боев на Перемиловской высоте назвать героями? Почему?
- Действительно, про каждого участника войны можно сказать – Герой!
- Поэтому после войны на Перемиловской высоте установили монумент воинам – героям, павшим в боях за Москву (фото на экране).
Дети рассматривают фото и рассказывают о памятнике.
Воспитатель обобщает.
-Памятник выглядит так: стоит на сером постаменте солдат с автоматом в руках. Большого размера, его видно и с автомобильной трассы и с железной дороги. Над памятником трудились скульпторы и художники. Рядом с ним есть площадка для посетителей.
IV часть.
- Ребята, как вам сейчас живется?
- Что лучше мир или война? Почему?
Воспитатель предлагает детям почитать стихи о мире.
Весна. Певучий соловей
Звенит в тени дубравы.
Пусть не нарушит сон детей
Раскат войны кровавой. (В. Сосюра)
Мы против горя и войны,
Хотим расти счастливыми!
Пусть светит солнце с вышины
Над городами, нивами! (Н. Нехода)
- Наше занятие подошло к концу. Сегодня вы узнали, почему нашему родному городу присвоено звание Города Воинской Славы.
- Мне хочется пожелать, чтобы вы жили мирно и дружно, и чтобы никогда на земле больше не было войны.
Слушание грамзаписи песни Л. Ошанина «Солнечный круг» (дети подпевают).