Светлана Козлова
Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе «Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. 1. Образовательные задачи:
· Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (местоположение, населённые пункты);
· Познакомить с традиционным видом архитектуры Южного Урала – деревянным зодчеством;
· Познакомить с традиционными элементами избы – сруба.
2. Развивающие задачи :
· Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;
· Развивать эстетические чувства через восприятие деревянных построек 18 – 19 века;
Публикация «Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе „Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале“» размещена в разделах
· Развивать связную речь, внимание, словесно – логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук через конструирование
3. Воспитательные задачи:
· Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края;
· Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться сообща.
Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, слайды «Древнее зодчество Южного Урала», кроссворд, карточки с названиями элементов избы – сруба, картинки с изображением избы – сруба, нитки, иглы, заготовки избы на картоне, конструктор LEGO
Предварительная работа. Чтение пословиц и поговорок о труде, заучивание пословиц и поговорок о Родине. Конструирование русской избы из LEGO по показу педагога.
Методы и приёмы. Использование художественного слова. Рассказ педагога о древнем зодчестве на Южном Урале. Конструирование русской северной избы – сруба из LEGO.
Словарная работа: сруб, конёк, амбар, колодец, клеть, хлев, древодел, «Челяба», град.
Используемая литература:
1. Наш Дом – Южный Урал : Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики. Е. С. Бабунова. – 2 изд. – Челябинск: Взгляд; 2007 – 239c .
3. Как жили люди на Руси: Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам р/н культуры». – СПб: «Детство – Пресс», 1998. – 24 с. : ил.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «Линка – Пресс», 2001. – 88 с. : ил.
6. Моисеев А. П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А. П. Моисеев, А. В. Драгунов, М. С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. – 224 с.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог обращает внимание на карту России.
- Чем Россия является для нас?
- Родиной.
- Много сложил о ней пословиц и поговорок русский народ. А вы знаете какие – ни будь из них?
Рассказывают пословицы и поговорки о Родине. Объясняют их смысл.
- Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, послушав стихотворение:
«Про него (Урал) говорят,
Что камнями - богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал и Бажова читал,
Тот у нас непременно останется».
(Л. П. Владимиров)
- Урал.
- Правильно, молодцы! Урал – это край, где мы живём, это наша Родина. Посмотрите на карту России, сможете найти на ней Урал?
Смотрят на карту и находят Южный Урал.
- Как вы догадались, что это Южный Урал?
- Находится на месте Уральских гор.
- Какие города Южного Урала вы знаете?
- Челябинск – столица Южного Урала.
- Сим, Аша, Озёрск, Златоуст, Миасс, Магнитогорск и др
- Хотите узнать, как и когда появились города на Южном Урале?
- Да.
- Приглашаю вас на видео экскурсию в прошлое.
Рассаживаются перед телевизором.
2. Рассказ педагога о традиционном виде архитектуры Южного Урала – деревянном зодчестве.
Во время нашей экскурсии предлагаю разгадать кроссворд и узнать выделенное слово.
Слово «город» раньше звучало как «град» - огороженное, укреплённое место. Для защиты от врагов города строились как крепости. Челябинск тоже начинался с крепости (показ слайда №1,2).
В 1736 году была построена сторожевая крепость, которая называлась «Челяба».
В 1787 году Челяба стала называться городом Челябинском.
К концу 18 века Южный Урал был заселён русскими, татарами, башкирами, чувашами, мордвой, казахами, нагайбаками и др. (показ слайдов №3,4).
Эти народы выбрали местом проживания Южный Урал.
Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили не только крестьяне, работающие на земле, но и казаки – военнослужащие люди.
Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли (показ слайда№5,6).
Посреди деревни находилась церковь (показ слайда№7).
Избы стояли рядом. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «срубы» (показ слайда№8,9).
Вписывают в кроссворд слово «сруб».
Встречались и каменные дома (показ слайда№10). Они строились в городах.
Для их строительства использовали кирпич, который делали из камня, песка, извести, глины.
Рядом с домом стояли громадные, тяжёлые ворота. Внутри двора, ближе к избе стоял амбар для зерна и муки, а так же клеть – помещение для хранения разных вещей для работы (слайд№11,12).
Вписывают в кроссворд слова «амбар», «клеть».
Дальше шли хлева, где жили домашние животные. В середине двора стоял колодец – глубокая яма, укреплённая брёвнами, для получения воды.
Вписывают в кроссворд слово «колодец».
Дома в нашем крае украшали резьбой (слайд№13,14).
Окна – глаза дома, украшены наличниками, на которых изображались птицы. (слайд№15)
Спрашивает: - Как вы думаете, что обозначает символ «птица»?
- Весеннее тепло, счастье.
Вписывают в кроссворд слово «наличники».
На окна навешивали ставни.
- Как вы думаете, для чего?
- Чтобы прикрывать окна.
Вписывают в кроссворд слово «ставни».
Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками
Крыша украшалась коньком (слайд№16).
- Почему?
- Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая.
Вписывают в кроссворд слова «крыша», «конёк».
Крыльцо связывает избу с улицей, с соседями. Поэтому его называли «распахнутые руки дома».
Крыльцо поддерживали столбы – балясы (слайд№17).
Вписывают слово «крыльцо» в кроссворд.
Предлагает детям посмотреть, какое получилось слово в кроссворде.
Читают слово «мастеровые».
Спрашивает: - А кто такие «мастеровые»?
- Это люди, которые хорошо выполняют своё дело. Это мастера своего дела.
- Верно. Крепкие дома из дерева строили мастеровые – древоделы топором. Даже поговорка про это есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь». Как вы понимаете их?
Физ. Минутка.
«Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Дети делятся на две команды. Первая команда образует круг, поднимает сцепленные руки вверх (образуя «ворота», и проговаривает слова. Дети второй команды, в это время, находятся в кругу и свободно там передвигаются, то, выходя из круга, то, заходя в него. На последней строчке текста, дети второй команды стараются выбежать из круга, или вернуться в круг. Те дети, кого задели опускающиеся ворота встают в общий круг и становятся «воротами». Игра продолжается 2-3 раза.
3. Продуктивная деятельность.
Задаё т вопрос: - А вы хотите стать мастеровыми?
Предлагает детям сконструировать по картинке избу – сруб;
4. Итог.
Задаё т вопросы детям:
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Как называется русская изба из брёвен?
- Какие постройки были во дворе Южноуральских крестьян?
- Как называют украшение крыши?
- Как называют мастеров, строивших деревянные дома?
- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят».
А в следующий раз мы познакомимся с жилищем других народов Южного Урала, рассмотрим башкирские юрты.