Татьяна Жидкова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Мой Петербург»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по социально - коммуникативному развитию
на тему:
«Мой Петербург»
(с использованием игровых технологий)
Авторы-разработчики: Жидкова Татьяна Аркадьевна - воспитатель
ГБДОУ детский сад № 24 Санкт-Петербурга.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе „Мой Петербург“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Длительность мероприятия: 30 минут.
Цель: Закреплять и систематизировать знания о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
1. Поддержать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства; обогатить опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; воспитать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине; развить интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; развить ценностное отношение к труду взрослых; воспитать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи
2. Расширить самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов; развить умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
3. Обогатить активный словарь; совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую форму речь; развить речевое творчество;
4. Воспитать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с художественной литературой; формировать духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию; формировать гуманное отношение к людям и окружающей природе;
формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; реализация самостоятельной творческой деятельности детей во время выполнения раскрашивания герба Санкт- Петербурга.
5. Развивать мелкую моторику рук; целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций (фотоальбома) «Мой город»; беседы о Санкт- Петербурге; рассказы воспитателя о городе; заучивание стихотворений о Петербурге. Конструирование из бумаги- оригами «Кораблик», рисование «закрасим силуэт»- достопримечательности города. ИКТ. Презентация «Мой город», «Мой район»
Материально-техническое обеспечение: Иллюстрации города, герба Санкт – Петербурга, схемы и карты города, разрезные картинки по теме «достопримечательности Петербурга», иллюстрации, фотографии - панорама Невы, Заячий остров, разводной мост, виды Санкт – Петербурга. Раскраски с изображением герба СПБ, цветные карандаши. Мнемотаблица «Мой город»
Музыкальные композиции - шум волн, крик чаек. Мобили «Небо», таз с водой, бумажные кораблики, Камни (гранит, деревянный брусок.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Взяться за руки и сказать приветственные слова друг другу:
- Утро настает,
Солнышко встает,
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся,
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?».
(Дети по очереди, по кругу называют имена друзей, кто стоит справа).
Воспитатель предлагает отгадать загадку. Отгадав её, будет понятно, о чем сегодня пойдет разговор.
Жил давно в России царь.
Очень мудрый государь,
Он на месте не сидел,
Делал за день сотню дел,
Совершил побед немало,
Мореходом был бывалым,
Он и плотник и кузнец…
Кто был царь тот удалец?
Воспитатель уточняет правильный ответ, это Петр 1.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию Петра 1.
Воспитатель уточняет, что сегодня пойдет разговор о городе, который основал и построил Петр 1 - о Санкт- Петербурге. Воспитатель обращает внимание на коллаж о том, как Петр заложил город.
(Коллаж)
Воспитатель уточняет, что живем в большом и красивом городе. Город Санкт – Петербург для детей родной, т. к. они в нем родились и растут в нем. Предлагает прослушать стихотворение, обращая внимание на
мнемотаблицу – подсказку «Наш город». (М. Борисов.)
Мы очень любим город свой, сияет солнце над Невой
или дожди стучат в окно, его мы любим всё равно
Мы в этом городе живем и он росте, и мы растем.
Воспитатель уточняет, что город Санкт – Петербург очень большой, и что, даже если подняться под облака, его не объять взглядом. Предлагает на некоторое время превратиться в птиц и воспарить в небо. В небе облака, птицы.
Дыхательная гимнастика «Небо» (мобили -облака и птицы)
Воспитатель предлагает подуть на мобили, при этом выдох ровный, спокойный.
(Иллюстрация – карта Санкт – Петербурга с высоты птичьего полета).
Воспитатель уточняет, помнят ли дети как называется самая большая река города и как она родилась.
(Иллюстрация- изображение реки Невы, Ладожского озера).
Течет река Нева уже много, много лет из Ладожского озера в Балтийское море. Ладожское озеро очень большое - одно из самых больших озер в мире.
Дует ветер и на воде появляются волны.
Воспитатель предлагает подуть на воду - словно дует ветер, выдох ровный, спокойный, протяжный)
Дыхательная гимнастика «Подуем на воду» (таз с водой.)
По рекам ходят теплоходы и грузовые суда.
(Иллюстрация - корабли и теплоходы, которые идут по воде).
Дыхательная гимнастика «корабли на воде» (таз с водой, бумажные кораблики.)
Воспитатель предлагает подуть на кораблики - словно дует ветер, выдох ровный, спокойный, протяжный.
Воспитатель уточняет, что река Нева, при впадение в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. До строительства Санкт-Петербурга островов было 147, теперь их всего 42. Воспитатель уточняет, что остров – это суша (земля, со всех сторон окружена водой.
(Иллюстрация - изображение островов. Схема рек и каналов Санкт – Петербурга)
Но есть один очень знаменитый остров в Санкт – Петербурге. Воспитатель предлагает детям ребус «Заячий остров». Предлагает вспомнить, чем знаменит этот остров. Воспитатель уточняет, тем, что здесь Петр1 заложил наш город, здесь были построены Петропавловский собор, Петропавловская крепость.
(Иллюстрация - изображения Петропавловского собора, Петропавловской крепости).
Воспитатель уточняет, что весной на Неве тает лед – это называется ледоход. Воды в реке становится больше, что бы она ни вышла из берегов, реку заковали в оковы - появились набережные.
(Иллюстрация - изображение ледохода на Неве, набережных, решеток мостов.)
Воспитатель уточняет, что набережные при Петре 1 были деревянные, а позже, берега Невы стали одевать в гранит. Первая оделась в гранит Дворцовая набережная.
(Иллюстрация - изображение Дворцовой набережной.)
Воспитатель уточняет, что же такое гранит, какой он - твердый или мягкий, какого он цвета? Воспитатель предлагает детям эксперимент.
Экперимент. «Тонет - не тонет» кусок дерева и камень- гранит. Предлагает детям по очереди опустить деревянный брусок – не тонет, потом гранит (камень) - тонет. Уточняет, что надежнее?
Воспитатель уточняет, что гранит более прочный для строительства набережных. Работы выполнены так надежно, что почти 200 лет гранитным берегам не требуется ремонта.
Воспитатель уточняет, знают ли ребята, кто заботится о красоте нашего города? Как заботятся? Взрослые сажают цветы, деревья, убирают мусор и т. д. Взрослые стараются сделать город еще красивее и уютней. Хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно в городе. Поэтому и мы должны беречь город, чтобы он долго стоял на берегах красавицы Невы и радовал всех людей своей красотой.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и повеселиться. Физкультминутка.
Артикуляционная гимнастика «Весёлый счёт»
Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)
Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять
круговые движения языком вокруг рта в одну и в
другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)
Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально
отводить вправо - влево. 10 раз.)
На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром
темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком,
присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться.
Присосать язык к нёбу и не отрывать его. 10 раз.)
Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к
нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не
отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть,
растягивая подъязычную связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по
внутренней стороне щёк. По 5 раз с каждой стороны.)
Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу.
Проводить языком вперёд-назад по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.)
Воспитатель говорит о том, что все люди любят свой город, в котором живут. И предлагает детям погулять по весеннему городу. Кто найдет знакомую картинку города, скажет, как это место называется и покажет эту картинку
Игра: «Покажи и назови, что есть в городе Санкт- Петербурге».
На столах разложены разрезные картинки: река Нева, Эрмитаж, Адмиралтейство, Невский проспект, Медный всадник, Дворцовая площадь, Петр Первый, Львиный мостик, Банковский мост, Дворцовый мост.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание еще на одну иллюстрацию. На иллюстрацию герба города.
(Иллюстрация - герб Санкт- Петербурга).
Воспитатель уточняет, что изображено на этой картинке. Это Герб города Санкт- Петербурга. Герб – это защита города (щит). На нем изображены 2 якоря: морской (2 зуба, и речной(4зуба) чтобы показать, что наш город расположен на реке и на море. В центре герба – скипетр. Скипетр - это отличительный символ царской власти. Это означает, что город Санкт- Петербург строился, как столица России.
Воспитатель благодарит ребят за сегодняшнюю прогулку по городу. Отмечает, что дети хорошо знают достопримечательности города. Уточняет, что нового узнали дети?
Воспитатель предлагает раскрасить герб города. Для этого предлагает цветные карандаши и силуэты герба.