Оксана Соколова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы «Как печатали нашу книгу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как печатали нашу книгу?»
Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.
Задачи:
1. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата;
2. Познакомить с процессом создания, оформления книги;
3. Познакомить с профессиями: наборщик, печатник, резчик, переплетчик, художник-иллюстратор;
4. Развивать у воспитанников любознательность, фантазию;
5. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающих их.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы „Как печатали нашу книгу?“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
Предварительная работа: занятие «Путешествие в прошлое книги», беседы о профессиях, рассматривание книг в разных переплетах, оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книжка».
Оборудование: рисунки с изображением старинных книг (глиняные дощечки, бамбуковые пластины, каменные книги, свитки папируса, книги из пергамента,портреты писателей, иллюстрации с изображением труда работников типографии, современные книги, журналы и газеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Игра называется «Кто, чем занимается». Я буду бросать вам мяч и называть действие, которое выполняет человек определенной профессии, а вы будете возвращать мяч называя загаданную мной профессию. Например: строит- строитель, варит- повар, учит- учитель, продает- продавец, лечит- врач, убирает- уборщица, красит- маляр, печет- пекарь, стрижет- парикмахер, пишет- писатель, летает- летчик, тушит (пожары)- пожарный, водит (машину)- водитель, фотографирует- фотограф и т. д. (детям наименее активным профессии повторяются).
Воспитатель: Молодцы ребята, очень быстро подобрали каждому действию профессию. Сейчас я загадаю загадку, и только внимательно послушав и отгадав ее, вы узнаете о чем сегодня на занятии пойдет речь.
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Воспитатель: Правильно, это книга. Как вы догадались, что речь идет о книге (ответы детей) Для чего нам нужна книга (ответы детей) Всегда ли книга была такой яркой и красочной? Как печатали книгу? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель: Еще в далекие времена люди рассказывали друг другу интересные истории и сказки. Эти «рассказы» передавались от одного человека другому. Было очень сложно запомнить разные истории. Поэтому люди придумали картинки, чтобы запомнить информацию (например нарисуют озеро, а рядом большую рыбу, это означает память о хорошей рыбалке). Гораздо позже появилась грамотность, люди начали писать. Давайте вспомним, посмотрев на картинки, на чем раньше люди все это записывали (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, первые книги были на глиняных табличках, их было неудобно хранить, они рассыпались, информация терялась. В Китае писали книги на бамбуковых пластинах, но дерево часто сгорало. В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. В разных странах книги писались на папирусе, бересте, пергаменте (коже молодых животных). Одну книгу писали много месяцев, и иногда и лет. Книги писали люди, у которых красивый и разборчивый почерк. Такой почерк называется каллиграфическим. Люди оформляли книги рисунками и выделяли заглавные буквы красками.
Воспитатель: Ребята, а о чем пишут в ваших любимых книгах? (ответы детей, обобщение ответов «Дюймовочка»- это сказка, «Живая шляпа»- это рассказ). Какие еще книги вы знаете (ответы детей) Кто создает, пишет книгу? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, книгу пишет писатель. А кто рисует иллюстрации к книге? (ответы детей) Это человек называется художник – иллюстратор. Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг. (демонстрируются картинки с печатными станками разных лет)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножечко подвигаться и отдохнуть. (выполняются соответствующие тексту движения)
Физминутка.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? (ответы детей) Правильно в типографии. Кто работает в типографии? (ответы детей)
В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей. (рассказ сопровождается иллюстрациями)
Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.
Специалист допечати – он должен видеть слабые места в изображениях и текстах.
Печатник– должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.
Резчик «оператор резальной машины» – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.
Переплетчик (фальцовщик) – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом одевает красивый переплет. И вот красивая книга готов.
Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам ненадолго стать корректором в типографии и поиграть в игру «Звук заблудился». Я буду читать вам стихотворные строки, а вы называть слово, которое звучит неправильно, и н определять «заблудившийся» звук, называя слово правильно.
1. На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры
2. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами!»
3. Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело!
4. Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил
5. Сели в ложку (лодку) -и айда!
По реке туда-сюда!
6. На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!
7. Закричал охотник: Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
8. Посмотрите-ка, ребятки,
Баки (маки)выросли на грядке.
9. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
10. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
11. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Воспитатель: Ребята книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с процессом создания книги. С какими профессиями мы с вами познакомились? (ответы детей) Что вам понравилось больше всего, и вы расскажете об этом дома. (ответы детей) Ребята, а теперь мы можем ответить на вопрос «Как печатали нашу книгу?»
Молодцы, вы были внимательными и активными, я думаю, вы много сегодня узнали нового. Спасибо всем