Лидия Виниченко
Конспект занятия по самообразованию в старшей группе «В стране шашечных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по самообразованию в старшей группе : «В стране шашечных чудес»
Воспитатель по физической культуре
Виниченко Л. Н.
Цель:
- вызвать у детей интерес к игре в шашки.
- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с шашками
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Оборудование и материалы.
Публикация «Конспект занятия по самообразованию в старшей группе „В стране шашечных чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Шашечные доски и шашки; магнитная шахматная доска и фигуры; кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры: «Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур для игры: «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка; «Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).
Ход: Звучит музыка, заходят дети.
Волшебник: «Здравствуйте ребята!»
ДЕТИ: «Здравствуйте!»
Волшебник: «Вы узнали меня?».
Дети: Да.
Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется, из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?
Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шашечной.
Волшебник: «Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё шашечное королевство».
Дети: Да!
Волшебник: «А вот и мой необычный ковёр-самолёт, он тоже волшебный, садитесь на него скорее, (звучит музыка) держитесь крепко, начинается отчет 1-2-3-4-5 пуск, Полетели. Ой, ребята, как интересно вокруг. Что вы видите справа?»
Дети: Шашки
Волшебник: «А теперь посмотрите налево, что вы видите?».
Дети: Шары с фигурами.
Волшебник: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется. Добро пожаловать в моё царство – государство».
(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).
Волшебник: «Проходите на мою шашечную поляну, рассаживайтесь».
Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шашки».
Волшебник: Шашки происходят из глубокой древности. Ещё в трудах Платона встречается легенда о том, как бог Гермес придумал эту игру. По другой версии шашки изобрел Паламед, греческий воин, осаждавший Трою. Осада длилась 10 лет и, как лекарство от скуки, Паламед придумал эту игру. Как воины играли, на земле или на шашечной доске, по каким правилам – сегодня установить невозможно. По мнению исследователей, древняя игра имела много общего с шашками современными. Шашки были черные и белые. Они словно представляли две армии, которых ожидало сражение. Шашки могли идти только вперед, поэтому отступление не предусматривалось. Если шашка пробивалась в тыл к противнику, ее боевая способность повышалась, и она становилась дамкой, как и сегодня. Взятие происходило посредством перескакивания одной фигурки через другую. Так же в бою воин-победитель перешагивает побежденного.
Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шашечную игру. Ребята, понравилась вам эта история?
Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шашки, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурная минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Физкультурная минутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в шашки
Ну- ка, шашки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Волшебник: «Какие, вы молодцы были замечательными шашки. Ребята, а вы хотите познакомимся с обитателями шашечного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру?»
Дети: Да…
Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?
Дети: Да, сможем…
Волшебник:
Игра, где правила легки:
Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шажки
Для попаданья в дамки.
Волшебник: «Все шашечные игры устраиваются на доске, но не простой, а шашечной (рассматривают шашечную доску). Ребята, а какие бывают шашечные доски, как вы думаете?»
Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».
Волшебник: «А на, что похожа шашечная доска?»
Дети: «На торт, на шашечки у такси».
Волшебник: «А, что вы видите на доске?»
Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные».
Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шашечных фигур, (ребята расставляют шашки на доске).
Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы правильно расположили шашки на шашечной доске».
Волшебник: «Ребята, посмотрите какие в моём царстве есть необычные домики, хотите с ними поиграть?»
Дети: «Да, хотим».
Волшебник: «1-2-3- быстро домик свой займи».
Происходит игра «Шашечные домики».
Домики лежат на столе или на полу.
Предложить детям разложить шашки по цвету в свой домик
Волшебник: «Молодцы, ребята, вы отлично справились. Мы с вами поиграли, находили свой домик для шашки. А сейчас закройте глазки, «Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись» (глаза открывают, на полу лежит кубик). Ребята, а что это?
Дети: «Кубик с шашками».
Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?»
Дети: Да, поиграем.
Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шашечный кубик».
Кидаем кубик, выпадет цифра черного или белого цвета, эта цифра соответствует количеству шашек которое нужно взять из коробки и расставить на шашечной доске, а цвет цифры = это цвет шашек.
Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шашисты получатся.
Будто просто всё в этой игре
Да и шашек всего-то двенадцать
Ход, другой и игрок весь в борьбе
Плюс болельщиков десять иль двадцать
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
Волшебник: Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. А сейчас нас ждёт путешествие домой. Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!
Волшебник: «Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии. До свиданье, до новых встреч».