Анна Стеньшина
Конспект ООД по шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина «В стране Шахматных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 68»
Конспект организованной образовательной деятельности детей по шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина «В стране Шахматных чудес»
Выполнила: Стеньшина А. Н.
Ярославль, 2019 г.
Цель: Знакомство с шахматными фигурами.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по шахматно-задачной технологии И, Г, Сухина „В стране Шахматных чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Обучающие: Закреплять шахматные понятия (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и чёрные поля. Познакомить с шахматными фигурами.
Развивающие: Развивать ориентировку на шахматной доске. Развивать память, внимание, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные: Вызывать интерес к игре в шахматы. Воспитывать навыки работы в коллективе, способность к соперничеству. Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Оборудование и материалы: Ворота в виде шахматной доски, свиток с заданиями, коробочка с шахматными фигурами на каждого ребенка, демонстрационная доска с магнитными фигурами.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили приглашение побывать в одной удивительной стране. Попробуйте отгадать название этой страны:
Разноцветия тут нет,
Только черно-белый цвет.
Клетки тут везде, квадраты,
Мы куда идём, ребята?
Дети: В страну Шахматных чудес.
Воспитатель: Всё верно, хотели бы вы попасть туда?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, отправляемся в дорогу! (Дети под музыку проходят по группе и попадают в Шахматную страну, перед входом – ворота в виде шахматной доски и свиток с заданиями).
Воспитатель: Вот мы и добрались до входа в страну Шахматных чудес. Но ворота закрыты, чтобы нам попасть внутрь, нужно выполнить несколько заданий! Попробуем справиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Детям даются различные задания, связанные с шахматной доской, например следующие (необязательно все):
1) Покажите белое поле;
2) Покажите черное поле;
3) Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (горизонталь);
4) Покажите первую горизонталь;
5) Покажите седьмую горизонталь;
6) Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх? (вертикаль);
7) Покажите одну из вертикалей;
8) Сколько белых полей в каждой горизонтали? Вертикали? (по 4);
9) Бывают ли черно-белые диагонали? (нет);
10) Покажите самую длинную белую диагональ;
11) Сколько полей в больших диагоналях? (8);
12) Покажите самую короткую белую диагональ;
13) Покажите черную диагональ, состоящую из 4 клеток;
14) Покажите самую длинную черную диагональ;
15) Покажите центр шахматной доски;
16) Какую форму имеет центр? (Квадратную)
Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями, и теперь можем попасть внутрь Шахматной страны! (Дети проходят на стулья)
Воспитатель: Жителями страны Шахматных чудес являются шахматные фигуры. Они разделились на две армии. Поэтому в шахматы играют вдвоем. Один противник командует армией светлых фигур, их называют белыми. А второй шахматист командует армией темных фигур, их называют черными.
Шахматные фигуры узнали о том, что мы попали в их страну и пришли познакомиться с нами.
Первыми пришли пешки! (Воспитатель показывает белую и черную пешку). Повторите название фигуры: Пешка! (Дети повторяют три раза, здороваются).
Вслед за пешками пришли познакомиться с нами ладьи: белая ладья и черная ладья (Показывает белую и черную ладью). Повторите название фигуры: Ладья! (Дети повторяют три раза, здороваются). На что похожа ладья?
Дети: Ладья похожа на башню.
Воспитатель: А теперь к нам идут следующие фигуры, попробуйте отгадать их название. (Воспитатель показывает белого и черного коня. Дети высказывают свои предположения). Такая шахматная фигура называется конь: белый конь и черный конь. Повторите название фигуры: Конь! (Дети повторяют)
Вслед за конём пришёл к нам слон (Показывает белого и черного слона). Здравствуйте, слоны! (Дети здороваются) У этих слонов нет ни ушей, ни хобота, но всё таки эта фигура называется Слон, повторите название фигуры. (Дети повторяют)
Вот еще одна фигура – это ферзь! Белый ферзь и черный ферзь! (Воспитатель показывает ферзей) Как называется эта фигура? (Дети повторяют название)
Осталось нам познакомиться с последними фигурами, самыми главными. Ими являются короли! Белый король является предводителем армии светлых фигур (Показывает белого короля). А вот и черный король – предводитель армии темных фигур. (Показывает черного короля) Как называется эта фигура? (Дети отвечают)
(Воспитатель во время показа объемных фигур так же показывает, как эти фигуры изображаются в плоскостном варианте на магнитной доске)
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Воспитатель: (Воспитатель раздает каждому ребенку коробочку с шахматными фигурами) Расставьте перед собой фигуры. (Дети расставляют фигуры в свободном порядке) Я буду по очереди поднимать одну из шахматных фигур, вы должны назвать эту фигуру и поднять такую же. Задание понятно? (Да) Тогда приступаем. (Дети поднимают и называют фигуру выбранную педагогом)
Воспитатель: Теперь пришла пора размяться и проверить, запомнили ли вы как выглядят фигуры.
Физкультминутка: Дети делятся на две команды: белые и черные. Встают на определенном расстоянии от шахматных фигур. Каждой паре игроков дается задание на скорость принести определенную фигуру, например коня. Игрок из команды белых должен найти белого коня, из команды черных – черного. Кто быстрее правильно справляется со своей задачей – приносит очко своей команде. В конце – подсчет всех очков и победа одной из команд.
Воспитатель: Ребята, пока мы играли шахматные фигуры заспорили, кто из них выше, а кто ниже ростом. Поможем им разобраться? (Да) Поиграем в игру «Большая и маленькая». Расставьте, пожалуйста, ваши фигуры по росту от самой высокой к самой низкой (Дети расставляют фигуры по высоте) А теперь проверим, что у вас получилось. Какая фигура самая высокая? Какая чуть ниже? Еще ниже? Какая следующая по высоте? А еще ниже? Какая фигура самая низкая по росту? (Дети по очереди называют фигуры)
Воспитатель: Молодцы! Вам удалось справиться и с этим заданием!
Воспитатель: Ребята, напоследок шахматные фигуры хотят задать нам несколько вопросов, давайте, попробуем на них ответить (Воспитатель от имени шахматных фигур задает детям вопросы):
1) Какая фигура похожа на лошадь? На башню? (Конь, ладья)
2) Какая фигура выше ферзь или король? (Король)
3) Какая фигура ниже слон или пешка? (Пешка)
4) Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (Конь, слон, пешка, ладьи).
5) «Бадья», «печка», «корь», «пушка» - вот какие слова получились, когда в названиях фигур изменилась одна из букв. Что это за фигуры? (Ладья, пешка, конь, пешка)
6) У какого слона нет хобота? (У шахматного)
7) Какой король не умеет говорить? (Шахматный)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы смогли преодолеть все испытания и познакомились с жителями Шахматной страны. Мы еще не раз заглянем в эту удивительную страну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад. (Дети под музыку идут по группе, возвращаются из Шахматной страны).
Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? (Ответы детей)