Галина Ястребова
Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Учебные:
- ознакомить детей и родителей с процессом изготовления тряпичной куклы;
- упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение;
- учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены;
Развивающие:
- развивать у детей художественный вкус;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- формирование навыки работы в коллективе;
Публикация «Конспект занятия по ручному труду „Рукам — работа, душе — праздник!“ (изготовление куклы-пеленашки)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;
- приобщать к истокам народной культуры;
- воспитывать уважение к традициям прошлого и настоящего.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно-исследовательское развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки и платка, нитки, украшения, вата, куклы из мини-музея.
Словарь: оберег, пеленашка, кувадка, обряд.
Предварительная работа : экскурсия в мини-музей тряпичной куклы, чтение сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева, рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы – птички, куклы-зайчик на пальчик, игры с тряпичными куклами, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».
Ход занятия:
- Сегодня в нашей группе много гостей - это наши мамы и любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? (Да)
У нас в гостях сегодня мамы: воспитатель называет имена мам, пришедших на занятие.
Стук в дверь. Заходит ростовая кукла Алёнка (роль играет мама) :
Я – Кукла - Аленка. Я умею здороваться, хороших детей я
могу пожалеть, непослушных – поругать. А еще могу я станцевать!
Повторяйте за мной! (под музыку выполняет движения, дети повторяют)
Кукла Алёнка : Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду делали маленьких тряпичных куколок? (да). Вот я и пришла к вам, чтоб научиться их делать, поможете мне? (да)
Воспитатель: Алёнка, тут к нам пришли в гости другие куклы. Давайте рассмотрим их. Какие тут есть куклы?
Какая это кукла? (Вязаная, из ниток). А это какая? (Фарфоровая, из фарфора).
Эта какая? (Резиновая, из резины). Пластмассовая, из пластмассы. Деревянная, из дерева. Глиняная, из глины. Бумажная, из бумаги.
- Сколько кукол у нас в гостях? (девочки считают кукол)
- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом - игрушки)
- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?
- Почему посуда лишняя?
- Для чего нам посуда?
- Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.
- А какие еще куклы здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки и прабабушки. Как они называются? (Куклы-кувадки, птички, крупенички, на счастье.)
- Из чего их делали?
- Как с ними можно играть?
- Правильно, можно покачать, спеть колыбельную, а можно и рассказать сказку.
Кукла Алёнка : - А хотите, я вам тоже сказку расскажу? (читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева об обереговой кукле)
«…В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
И что ж за куколку подарила Василисе её мама? – спрашивает детей кукла Алёнка. (обереговую).
А какие куклы ещё бывают? Они живут у нас у нас в группе? Из чего они изготовлены?
Воспитатель: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные. Раньше в древней Руси куклы делали сами своими руками. Они выполнялись из природных материалов: ткань, нитки, дерево, лоза, трава, солома. Но были еще особенные куклы. Главная черта русских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.
Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавала бабушка внучке, дедушка внуку. Посмотрите это кукла-оберег Кувадка. Эти куколки вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и покойно играл. А вот еще куколки неразлучники, они оберегали молодую семью. А вот еще куколки день-ночь, они оберегали дом. Это куклы – обереги.
Кукла Алёнка спрашивает : А что такое ОБЕРЕГ?
Дети: оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, таких кукол-оберегов дарили на Руси своим близким.
Воспитатель: на Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать
и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем.
А кукла-Аленка посмотрит.
Физминутка: «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).
Воспитатель: вы уже много знаете о куклах-оберегах, обрядовых и игровых куклах, я вам рассказывала о них, в нашем музее мы их рассматривали, играли с ними, а хотите сами сделать таких куколок? А мамы вам помогут. Заодно и кукла Алёнка научится. (да)
Воспитатель: садимся рядком, да поговорим ладком…
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно. - Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?
Воспитатель: прежде чем приступить к работе давайте, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Кукла»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала, (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Воспитатель показывает процесс изготовления куклы, в процессе завязывается беседа:
- Мамы помогут вам сделать самых красивых подружек-куколок?
- Как называется такая кукла?
- От чего она будет нас оберегать?
- А как вы к ней будете относиться?
- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?
- А сейчас хотите поиграть со своими куклами? (Дети играют с куклами)
По окончании работы ребятам предлагается показать кукол гостям.
Подведение итогов: какие вы молодцы, посмотрите на своих кукол. И сами научились, и кукла Алёнка тоже умеет делать тряпичных кукол. Можете взять их домой, чтоб они оберегали вас от дурного глаза. Всем спасибо!