Елена Шалабудова
Конспект занятия по рисованию с детьми подготовительной группы «Наскальные рисунки диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить с новым изобразительным материалом – углем, его техническими свойствами и приемами работы с ним; учить делать зарисовки животных по памяти и представлению, расширить знания о наскальных рисунках, развивать наблюдательность и мелкую моторику руки; воспитывать интерес к истории изобразительного искусства.
Словарная работа: первобытный человек, наскальный рисунок, бизон.
Предварительная работа: беседы о художниках и их творчестве, рассматривание рисунков животных, зарисовки животных по карточкам- схемам, посещение краеведческого музея (быт первобытных людей).
Публикация «Конспект занятия по рисованию с детьми подготовительной группы „Наскальные рисунки диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Рисование
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материал к занятию: слайды с наскальными изображениями сцен охоты, репродукции картин художников, оформленный лист бумаги (раскрасить мятый лист бумаги в светло- коричневый, серые, фиолетовые оттенки цвета, уголь, глина, вода, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, скажите, у кого учатся художники рисовать? Ответы детей. Тогда кто же учил первого художника на земле? Ответы детей.
Чтобы это узнать, нам надо перенестись далеко в прошлое, во времена, когда люди жили в пещерах и заглянуть в нее, может мы, там найдем ответ на вопрос. Воспитатель предлагает детям взять листы бумаги,предварительно окрашенные и напоминающие фактуру каменных стен пещеры и прикрепить их к мольберту.
Дети как бы оказываются в атмосфере пещеры. Посмотрите, у нас получилась настоящая пещера. Давайте внимательно рассмотрим стены пещеры.
(Демонстрируется слайд с наскальным рисунком).
Что изображено на стене? Ответы детей. (Лошади, мамонты, олени убегают от стрел, пущенных в них охотниками и т. д.)
А вы знаете, что первоначально это были не рисунки, а сообщения, планы охоты.
Какие удивительные эти наскальные рисунки!
А как вы думаете, почему рисунок называют «наскальным»? Ответы детей. Обобщение ответов: тогда еще не было бумаги, древние люди рисовали на стенах пещер. Человек жил в пещере, не умел шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. Отсюда и название - наскальный рисунок.
Слайд с изображением бизона.
А вот другой не менее, прекрасный рисунок. Скажите, какое здесь изображено животное? Варианты ответов детей.
Дети, это бизон. Большое, сильное животное. Посмотрите, с какой точностью художник передает пластику форм и грациозность движения.
Так кто же учил первобытного человека рисовать? (Ответы)
Показ и объяснение выполнения работы.
Да, человек в древние времена сам учился. Смотрел вокруг, запоминал и рисовал по памяти. Для первого художника учителем была природа.
А вот как появилось первое изображение, мы можем только догадываться. Может все начиналось с простого пятна, которое оставил на скалистой стене, когда прикоснулся к ней грязными от глины руками?
(Воспитатель опускает руку в тарелочку с разведенной водой глиной, и рисует на листе прикрепленному к мольберту пятно).
Но в свете огня пещеры это пятно первобытному художнику показалось чем- то знакомым, он был потрясен своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на пятно несколько линий.
(Воспитатель рисует углем линии ног и рогов, получается изображения бизона). Он выглядел, как настоящий, огромный, могучий на тонких ногах, рыжий и пушистый. Позже люди стали осознано рисовать, они верили, что если копьем пронзить нарисованное на скале животное, то его легко будет убить на охоте. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок. А рисунки их становились раз от раза все лучше.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, рассмотреть и поиграть с изобразительными материалами – углем и глиной.
Уголь. Какой цвет угля? Черный. Воспитатель предлагает провести линии с разной степенью нажима на угольный карандаш, но обращает внимание, что при сильном нажиме уголь может сломаться, раскрошиться, потому что это хрупкий материал. Штрихи, оставленные от угля, можно растирать пальцем, получится эффект мягкого меха животного.
Воспитатель показывает детям глину. Ребята, что это за материал? Ответы детей. Перед вами кусочки глины. Что делают из глины? для чего нужна глина? А как рисовать глиной? Дети пробуют рисовать комочками глины, предлагают варианты. Ребята, а давайте разведем глину водой и посмотрим, что из этого получится. Воспитатель с детьми разводит глину водой. Дети опускают пальчики в жидкую глину и пробуют рисовать на листе. Затем вытирают руки салфетками, садятся на места.
Вы теперь знаете как, что и какими материалами рисовали первобытные мастера.
Теперь попробуйте сами, уже на нашей «пещерной стене» изобразить животного - оленя, лошадь, бизона. А рисовать мы будем углем, чтобы наши рисунки были похожи на наскальные рисунки первобытных художников.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения.
Итог и анализ детских работ.
Давайте рассмотрим рисунки в нашей пещере. Какой рисунок вам нравится и почему? Воспитатель просит детей рассказать о своем сюжете. Каждый из вас справился с работой, а в общем у нас получился один большой рисунок. Глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы наскальные рисунки, если наше произведение, производит такое сильное впечатление.
Список литературы:
1. Гореловой И. Брагиной А. Серия «Все обо всем» Древние цивилизации. - Москва «Планета детства» «Издательство Астрель», 2001.- 6с.
2. Фатеева А. А. Детский сад: день за днем. Рисуем без кисточки. -Ярославль: Академия развития, 2006.