Елена Никитина
Конспект занятия по рисованию акварельными красками в подготовительной группе «Русские матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Программное содержание:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- роспись матрешек акварельными красками;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по рисованию акварельными красками в подготовительной группе „Русские матрешки“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;
- просмотр презентации о матрешках;
- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;
- рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;
- заготовки матрешек;
Оборудование:
- демонстрационный материал: игрушка матрешка;
- раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки – матрешки, акварельные краски, кисти, баночки под воду, салфетки;
- проектор.
Содержание занятия.
Организационный момент.
(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).
Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры.
Ребята, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей).
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров).
1-й продавец:
Магазин «Матрешечка»!
Не беда, что крошечный,
Сувениров много здесь –
Каждому по вкусу есть.
Воспитатель: Какой красивый магазин! Ребята, какие игрушки здесь продаются? (Ответы детей).
2-й продавец:
Хоть матрешки небольшие,
Они очень славные!
Все цветами расписные,
А одна – заглавная.
3-й продавец:
Эти куклы все с сюрпризом…
Посмотрите-ка, внутри
У матрешек-невеличек
Живут младшие сестрички.
Беседа «История возникновения матрешек».
Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки). Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей).
Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.
Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
Воспитатель: Давайте, немного поиграем с матрешками.
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
Воспитатель: Сегодня в нашем магазине «Матрешечка» мы празднуем День рождения русского сувенира – матрешки. Дети дарят вам в подарок частушки о матрешках.
Исполнение частушек детьми.
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
2. Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
3. Шли подружки по дорожке
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
5. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Беседа «Виды и особенности росписи матрешек».
Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм : рубаху – очень длинную кофту, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.
Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0,5 метра.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать с матрешками.
Мы - Матрешки, расписные крошки,
У нас розовые щечки.
Мы – Матрешки, расписные крошки,
У нас чистые ладошки.
Мы – Матрешки, расписные крошки.
У нас модные прически.
Мы – Матрешки, расписные крошки.
У нас пестрые платочки.
Мы – Матрешки, расписные крошки,
У нас красные сапожки.
(Дети выполняют движения по тексту).
Воспитатель: А, сейчас ребята рассмотрим еще две матрешки Полхов-Майданскую и Воронежскую. У Полхов-Майданской нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета. А, Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки,– символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный.
Воспитатель: В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы и т. д.
Изготовление плоскостной матрешки детьми.
Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Ребята, давайте сегодня будем художниками - мастерами и сделаем свои сувениры. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
Дидактическая игра «Собери матрешку».
(Дети собирают из частей матрешку, определяют, к какому виду она относится).
Подведение итогов занятия.
(Итогом работы является выставка плоскостных кукол - матрешек).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать матрешек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли изготовить матрешек, я приготовила вам награду – «шоколадные медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили.