Надежда Евланова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]»
▼ Скачать
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи : дифференциация звуков С-Ц.»
Подготовила и провела: воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки С и Ц на слух и в произношении.
Задачи:
• уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С]-[Ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять навыки звукового анализа слов.
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать внимание, память, мышление.
• воспитывать самоконтроль за речью;
• воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать чувства товарищества, доброжелательности.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, перед тем, как мы начнём наше занятие, проведём артикуляционную гимнастику.
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
Воспитатель:- Отгадайте загадку.
1) Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
Воспитатель: - С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.
- Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)
(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)
Воспитатель: - А теперь послушайте другую загадку:
2) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)
- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)
- На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)
- Давайте все пострекочем, как кузнечики.
- Придумайте слова со звуком ц.
(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, с какими звуками мы будем с вами работать (звуки С и Ц).
- Кто даст характеристику звуку С? (Согласный, глухой, твёрдый, может быть мягким)
- А теперь характеристику звуку Ц? (Согласный, глухой, всегда твёрдый)
- Сравните артикуляции этих звуков. (При звуке С- кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная. При звуке Ц- язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная.)
Дифференциация звуков в слогах.
- Сейчас я буду говорить слоги, а вы будете повторять их за мной.
са – ца – са
со – цо – со
цу – су – цу
цы – сы – цы ац – ас – ац
ос – оц – ос
уц – ус – уц
ыс – ыц – ыс
Дифференциация звуков в словах.
- Ребята, я буду говорить цепочку из слов, а вам нужно будет отыскать слово на звуки Ц и С. Называет слова, в которых надо найти звук Ц (Восп. Начнём с первого столбика, в нём мы ищем и обводим все слова, начинающиеся на звук Ц.)
(Затем на звук С)
Ц
сок – цена – сосна
цветок – сабля – собор
сова – сон – царь
цемент – сор – садик и т. д. С
цок – сок – цена
суп – цапля – цепь
сом – цена - цифра
цветы – Света – цель и т. д.
Физминутка.
Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)
Мы идём в осенний лес
Много в это время года
В том лесу чудес!
По тропинке мы шагаем –
Выше ноги поднимаем!
По листочкам – на носочках,
По кочкам – на пятках.
К солнцу руки протянули,
На пушиночку подули,
Листья пёстрые мелькают,
Словно бабочки летают,
И на землю опадают.
Дифференциация звуков в предложениях.
- Ребята, сейчас вам нужно будет выполнить еще одно задание. Я буду читать предложение, в котором последнее слово, потерялось.
Ваша задача, внимательно слушать и подумать, что же это за слово.
В этих словах обязательно есть звук С или Ц. Вы придумаете его сами.
К нам в оконце светит… солнце
Слышу, лиса, про твои… чудеса.
На болоте живёт длинноногая… цапля.
На лужайке прыгают длинноухие… зайцы.
У машины четыре… колеса.
Воспитатель: - Молодцы ребята!
- Ребята, а какими буквами обозначаются звуки С и Ц? (показ символа)
Правильно это буквы С и Ц.
Итог занятия.
- Ребята, с какими звуками мы с вами сегодня работали?
- Дайте им характеристику.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Все большие молодцы!