Елена Мыльникова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление описательных рассказов по зимним сюжетным картинам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Составление описательных рассказов по зимним сюжетным картинам»
Цель: Развитие связной речи, формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Составление описательных рассказов по зимним сюжетным картинам“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные задачи: продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине, связно, последовательно описывать изображение на картине, отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь, при описании событий указывать место и время действия.
-Продолжать формировать представления детей о зиме, её приметах, о зимних забавах;
- активизировать и расширять словарь по теме «Зима», «Зимние забавы»
-продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным.
Развивающие :
-- развивать диалогическую и монологическую речь.
- развивать зрительное внимание при рассматривании картины.
- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, мышечный тонус и мимическую мускулатуру.
-Развивать творческое воображение
-развивать самоконтроль правильного произношения звуков.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к зимним развлечениям,
Воспитывать уважение к товарищам, умение внимательно слушать друг друга.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях, наблюдения во время прогулок за зимними явлениями, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Зима»
Материал и оборудование:
Приглашение в картинную галерею, сюжетные картины с изображением детских забав зимой, весной,указка, Солнышко
Ход занятия
Проходите, ребятишки
Девчонки и мальчишки
Прошу Вас в круг стать
И друг друга за руку взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите!
Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
Воспитатель: (создание проблемной ситуации) Ребята, какое сейчас время года? (Весна) А перед весной какое было время года? Ребята как быстро прошла зима. А зима – мое любое время года? Так стало грустно что-то. А у вас какое время года любимое? Почему? Как жаль, что у меня нет волшебной палочки? То я взмахнула ей и наступила бы опять зима.
Заведующая : Ребята у меня для вас есть сюрприз. У меня есть билет на выставку зимних картин. (отдает)
Воспитатель: Ура, значит мы можем опять попасть в зиму. Но у нас один билет, что будем делать. По одному билету может пройти только один человек. Давайте выберем кто пойдет на выставку.
Считалкой выбираем.
10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.
Воспитатель: Выбрали. Но одному идти скучно. Что же будем делать? (дети предлагают) Предлагаю попросить Марину Григорьевну разрешить всем детям и гостям пойти на выставку, ведь выставка у нас в детском саду. Один ребенок подходит и просит.
Заведующая: Хорошо. Но есть одна проблема – на выставке нет экскурсовода.
Воспитатель: Что будем делать?
Дети: Мы будем сами экскурсоводами.
Воспитатель: Ребята, а кто такой экскурсовод?
Дети: Экскурсовод – это человек, который рассказывает о картинах.
Воспитатель: Давайте подумаем и вспомним правила поведения на выставке?
(не бегать,не шуметь, не кричать, вести себя тихо, внимательно слушать экскурсовода)
Воспитатель: Чтобы наши экскурсоводы могли рассказать о зиме, на всем нужно будет много чётко и правильно говорить. Для того, чтобы ваш язычок не устал, давайте с ним поиграем.
Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)
Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Воспитатель: Ребята из каких частей состоит рассказ- описание картины?
Дети: Рассказ состоит из трех частей : Начало. Середина. Конец.
Начало рассказа дело по душе.
Середина. Какие действия происходят на картине, что делают дети.
Конец. Свое мнение о картине.
Отправляемся в картинную галерею.
(в музыкальном зале развешены картины о зимних забавах детей и две картины о весне)
Дети- экскурсоводы составляют рассказы по картине
Описание 2 картин
Образец рассказа
Экскурсовод здоровается и представляется - называет свое имя и отчество.
Картина называется «Зимние забавы»
Однажды дети собрались погулять в парк, стоял ясный зимний день. Кругом было много снега, как будь - то землю покрыли белым пуховым одеялом. Деревья припорошило снегом, словно они надели белые шубки и шапки. Дети надели тёплую одежду…., взяли с собой санки, ледянки, снегокат, чтобы кататься с горки. Три ребенка мчались с горки и кричали «Эх, как здорово», им было очень весело и интересно, у них было радостное настроение, потому что, им нравится всем вместе играть и кататься на санка. Они дружные ребята и они очень любят зиму.
Физминутка. «Зима».
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Описание еще 2 картин
Воспитатель: Детки у нас на выставке все картины зимние или нет? (нет не все, есть и весна) Как вы думаете почему есть и весенние? (Потому что уже наступила весна.)
Воспитатель: Кто из экскурсоводов желает рассказать о весенней картине?
Описание картины «Весна пришла»
Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия на выставку, вам понравилось? У меня для вас есть вот такая интересная коробочка. Расскажите, что именно вам понравилось, чей рассказ вам был интересен, а потом потяните на себя ленточку (высказывается каждый ребенок)
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? (Солнце) Молодцы!
Я желаю, чтобы вам всегда улыбалось солнце! Так как зима у нас прошла, она приготовила для вас подарки. смотря внутри коробки- раскраски по времена года.