Светлолобова Наталья Николаевна
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Транспорт» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ТРАНСПОРТ»
Выполнила: воспитатель Светлолобова Н. Н.
МБДОУ «ДСКВ № 84»
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию на тему „Транспорт“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Аннотация. Занятие разработано для детей возрастной категории 6-7 лет. Данный материал способствуют расширению, обогащению и активизации словаря, развитию связной, грамматически правильной речи. Конспект данного занятия является мобильной разработкой и может быть реализован воспитателями в детских садах.
Цели:
Образовательные:
- расширять, обогатить и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
- учить подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы;
- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме;
- учить подбирать к слову - глаголы, обозначающие действия;
- учить исключать из ряда предложенных вариантов, не принадлежащий, к данной группе;
- упражнять детей в образовании сложных слов;
- развивать умение делить слова на слоги.
Развивающие :
- развивать устную речь детей, использую прием «вопрос-ответ»;
- развивать у детей слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развивать логическое мышление, память;
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитание взаимовыручки, коллективизма, умения работать сообща, оказывать друг другу помощь, умения слушать друг друга, чувства ответственности перед своей командой;
- воспитывать усидчивость, мотивацию к обучению.
Форма занятия : КВН
Основные методы: Лексические игры и упражнения.
Предварительная работа: беседа о видах транспорта, просмотр презентации «Транспорт : наземный, воздушный, водный», рассматривание иллюстраций с изображением транспорта, изготовление альбома «Транспорт».
Оборудование: доска; иллюстрации разных видов транспорта : наземного, воздушного, водного; эмблемы машинок и самолетиков; медальки «Знатоки транспорта» по количеству детей («золотые» – для команды, одержавшей победу, «серебряные» – для команды, занявшей второе место).
Ход занятия:
Дети встали в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). (Данный прием начала занятия детям знаком и используется воспитателем часто.)
От Ваших улыбок стало сразу хорошо.
Сегодня у нас будет необыкновенное занятие. Оно будет проходить в форме игры КВН. Вы знаете, что КВН - это клуб веселых и находчивых. Вы поделитесь на две команды и будете соревноваться в знаниях, смекалке и находчивости. Первая команда получает название «Веселые машинки», а вторая «Быстрые самолетики». За каждый правильный ответ команда «Веселые машинки» получает эмблему в виде машинки, а команда «Веселые самолетики» эмблему самолетика. Победит та команда, у которой будет больше правильных ответов. Тему нашей сегодняшней игры вы узнаете, когда отгадаете мои загадки. Начинаем разминку:
Лишь по рельсам он может идти,
Другого он просто не знает пути.
Два длинных вагона с дугой к проводам.
Что это за транспорт? Додумайся сам. (Трамвай)
Груз любой достанет
Этот чудо-великан.
Без него и стройка встанет.
Угадал? (Подъемный кран)
Так похожа на жука,
Есть покатые бока,
Фары есть, и есть стартер,
А ведет ее шофер. (Легковая машина).
Посмотрите-ка как ловко
Он подъехал к остановке
В детский сад и на работу
Вас доставит без заботы. (Автобус).
Великан крылом качнет
И отправится в полет
Пассажиров повезет
Что за транспорт? (Самолет).
Мчится конь, глаза – огонь.
Сто телег за ним бежит.
И во всех народ сидит. (Поезд).
Воспитатель: Кто догадался, о чем эти загадки? О чем сегодня наша игра?
Дети: О транспорте.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель делит детей на две команды.
Воспитатель: Итак, вы готовы показать свои знания, проявить смекалку и находчивость?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, поехали!
(Дети занимают свои места).
Задание 1. «Закончи предложение»
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие виды транспорта вы знаете?
Самолет, вертолет, парашют – это….
Машина, автобус, поезд - ….
Катер, лодка, пароход - …
Авиалайнер, дирижабль, ракета –
Бензовоз, такси, электричка - …
Ледокол, корабль, яхта - …
Трамвай, велосипед, троллейбус - …
Воспитатель: Замечательно, с первым заданием справились.
Задание 2. Игра «Скажи наоборот»? (Машина какая)
Пассажирская – грузовая,
быстрая – медленная,
большая – маленькая,
новая – старая,
шумная – тихая,
высокая – низкая,
легкая – тяжелая,
двигающаяся – неподвижная,
длинная – короткая.
Воспитатель: Продолжаем нашу игру.
Задание 3. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Посмотрите на изображения. Вы должны назвать что лишнее, и объяснить почему? (Дети выполняют задание).
Самосвал, автобус, трамвай, троллейбус. (Самосвал).
Такси, экскаватор, подъёмный кран, бульдозер. (Такси).
Лодка, корабль, пароход, самолет. (Самолет).
Автобус, машина, самосвал, вертолет. (Вертолет).
Трамвай, мотоцикл, велосипед, катер. (Катер).
Велосипед, корабль, мотоцикл, такси. (Корабль).
Поезд, машина, велосипед, парашют. (Парашют).
Пожарная машина, скорая помощь, бензовоз, легковая машина. (Легковая машина).
Воспитатель: С заданием справились.
Задание 4. Игра «Кто назовет больше действий».
Игрокам из команды «Веселые машинки» предлагается слово – «машина», игрокам из команды «Быстрые самолетики», слово – «самолет». Необходимо подобрать к данному слову как можно больше глаголов, обозначающих действия:
Машина (что делает) – едет, останавливается, тормозит …
Самолет (что делает) – взлетает, опускается, мчится ….
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Превосходно, много слов подобрано! Вы немного устали и сейчас мы сделаем небольшой перерыв.
Воспитатель проводит физкультминутку с детьми:
Физкультминутка «Самолет» :
Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)
Появился самолет. (полетели как самолеты)
Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо)
Делай «раз», и делай «два»! (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
И на место все садись! (сели на места)
Воспитатель предлагает продолжить занятие.
Задание 5. Игра "Почему так называется?" – на образование сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход -.
Паровоз -.
Пароход -.
Самосвал -.
Электровоз -…
Самокат -.
Мусоровоз - …
Пешеход - …
Ледокол - …
Луноход - …
Автогонщик - …
Молоковоз - …
Воспитатель: Замечательно! Переходим к следующему заданию.
Задание 6. Игра «Исправь ошибки». Воспитатель просит помочь детей найти ошибки в его словах. Начинает произносить предложения. Дети на слух определяют ошибку и исправляют.
Автобусом управляет пилот.
Поезд мчится по шоссе.
На велосипеде едет машинист.
Водитель управляет поездом.
Бензовоз перевозит молоко.
Скорая помощь тушит пожар.
Воспитатель: Отлично, задание выполнено!
Задание 7. «Сосчитай слоги». На доске картинки с изображением транспорта. Воспитатель выбирает произвольную картинку и просит ребенка сделать столько хлопков, сколько слогов в названии данного транспорта, изображенного на картинке.
Кран 1 слог
Трак-тор 2 слога
Са-мо-лет 3 слога
Ве-ло-си-пед 4 слога
Па-ра-шют 3 слога
Му-со-ро-воз 4 слога
Ка-тер 2 слога
По-езд 2 слога
Ав-то-бус 3 слога
Воспитатель проводит рефлексию используя прием «фронтальный опрос» :
- Наша игра подошла к концу. Все очень старались, проявляли смекалку и находчивость, показали знания!
- Что больше всего вам понравилось в нашем занятии?
- Что нового вы узнали?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Какое задание оказалось самым сложным?
Воспитатель подводит итоги и награждает всех участников медальками «Знатоки транспорта».
Воспитатель: А теперь достанем нашу коробочку со смайликами, и каждый ребенок возьмет себе смайлик по настроению. Если занятие понравилось – возьмет смайлик веселый, если не понравилось – смайлик грустный. (Данный прием окончания занятия детям знаком и воспитателем используется часто).
Воспитатель проводит самоанализ.