Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сказки сказочки«

Татьяна Инжутова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сказки сказочки«

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

на тему «Сказки сказочки"

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Сказки сказочки„» размещена в разделах

- развивать у детей творческое мышление, фантазию при сочинении сказки методом каталога;

-учить связно и последовательно излагать ход придуманной сказки;

-закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризующие героев сказок.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами6

- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий);

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Для достижения цели использовались следующие методы:

- наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных – героев сказок);

- словесный метод (сопровождающий презентацию, рассказ);

- метод эмоциональной заинтересованности.

При подготовке данного занятия была проведена предшествующая работа:

- чтение, рассказывание русских народных сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- сочинение сказки методом каталога;

- просматривание мультфильмов – сказок.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Музыкальное приветствие.

Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые гости, я хочу пригласить вас в мир доброты и красоты - в мир сказки.

Дети поочередно читают стихи:

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером прошу:

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки.

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают.

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказке в дверь мы постучимся:

Сказка в гости ты нас жди.

Исполнение песни «Приходите в гости к нам» из к/ф «В гостях у сказки».

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинял народ и рассказывал друг другу из поколения в поколение, бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. Такие сказки называются народными. А сказки, которые сочиняли писатели – их записывали. Книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Такие сказки называются авторскими.

Ребята, вам уже известно, что существует три вида народных сказок. Назовите их.

Ответы детей: волшебные, бытовые и народные сказки о животных.

Воспитатель: да, верно. Сказки, главными героями которых являются животные, называются сказками о животных. Какие вы знаете сказки о животных?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Журавль и цапля», «Лисичка – сестричка и волк», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Ребята, а какую мы привыкли видеть в сказках лису? (Медведя, волка, зайца)

Ответы детей: лиса хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая. Волк глупый, злой, коварный, бессердечный. Медведь неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный. Заяц трусливый, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка.

Воспитатель: Ребята, в наше время о забавных случаях из жизни сочиняют анекдоты. А наши предки сочиняли сказки, и назывались эти сказки бытовыми. В них рассказывалось о каких-то случаях из жизни людей, их каждодневных занятиях. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходится проявить ум, смекалку и хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждает не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Какие вы знаете бытовые сказки?

Ответы детей: «Как Иван – дурак дверь стерег», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь».

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о волшебных сказках?

Ответы детей: Волшебные сказки – это те сказки, в которых происходит волшебство, разные превращения. («Царевна – лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Воспитатель: Помимо волшебных, бытовых сказок и сказок о животных есть еще один вид сказок. Вы сейчас послушаете сказку и выскажите свои предположения, как может называться данный вид сказки.

Жили-были два павлина – вот и сказки половина,

Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся! (Повторяется несколько раз, после чего дети высказывают свои предположения, как называется такая сказка).

Такая сказка называется докучной. А вы, ребята, знаете, что значит слово «докучать»?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру. Нужно будет поочередно рассказать эту докучную сказку с разной интонацией.

Дети поочередно рассказывают сказку как страшную, веселую, грустную, шепотом, как с трибуны, как будто холодно. Перед каждым рассказыванием воспитатель играет музыкальное вступление в том характере, в котором нужно рассказать сказку.

Воспитатель: Все русские народные сказки делятся на три части. Давайте их вспомним.

Дети: Начало сказки – сказочный зачин. В зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия. («Жил – был», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве»).

После зачина идет середина - кульминация сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

И заканчивается сказка концовкой. В концовке мы узнаем, чем сказка закончилась. («Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка – ложь, да в ней намек… .» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!») .

А теперь, ребята, давайте вспомним, какие особенности свойственны всем народным сказкам?

Ответы: Троекрактное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул.

Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;

Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – побегаец, лисичка – сестричка, серый волк – зубами щелк,

Встречается число 7: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;

Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Во всех сказках счастливый конец.

Дети садятся на стулья и видят волшебную коробку.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая – то коробка.

Шарик из коробки.

Дети отгадывают из какой авторской сказки шарик. («Тараканище» К. И. Чуковского).

Портрет Чуковского (Слайд)

Рассказ воспитателя о Чуковском: Детским поэтом и сказочником К. И. Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так сама собой сложилась сказка в стихах. Ещё нечто подобное произошло с Корнем Ивановичем, когда он сидел за своим рабочим столом и что-то читал. Громкий крик соседской девочки привлёк его внимание. Что случилось? Девочка кричала, ревела, слезы лились в три ручья. Чуковский поспешил узнать. Оказалось, что она не любила мыть голову. Корней Иванович подошел, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал :

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам,

Да-да, стыд и срам.

Вот так неожиданно для себя Корней Иванович Чуковский стал детским писателем.

Воспитатель: А теперь я предлагаю спеть небольшую песенку про непослушный шарик. (Логоритмическое упражнение).

Логоритмическое упражнение «Шарик».

Проблемная ситуация «Хорошо или плохо».

Воспитатель: Ребята, скажите, какими свойствами мы можем наделить наш шарик? Шарик какой?

Ответы детей: легкий, воздушный, парящий, надувной, цветной, резиновый т. д.

Воспитатель: а теперь давайте с вами поразмышляем. Как вы думаете: это хорошо или плохо, что шарик легкий? Что хорошего в том, что шарик легкий? А что плохого в том, что шарик легкий?

Размышления детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим, знаете ли вы сказки К. И. Чуковского.

Загадки «Угадай сказку» :

1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит. ("Айболит"). Слайд.

2. Вдруг из подворотни –

Страшный великан,

Рыжий и усатый Таракан. ("Тараканище"). Слайд.

3. Я – Великий Умывальник

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников начальник

И мочалок командир. ("Мойдодыр"). Слайд.

4. Свинки замяукали «Мяу-мяу»

Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница") Слайд.

5. Веселится народ -

Муха замуж идет

За лихого, удалого

Молодого Комара ("Муха-Цокотуха"). Слайд.

.6. А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет

И чайник сказал утюгу :

«Я больше идти не могу». ("Федорино горе"). Слайд.

Воспитатель: ребята, давайте постараемся вспомнить, каким героям сказок принадлежат следующие слова.

Игра «Кому принадлежат эти слова?»

1. Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами! (раки из сказки «Тараканище»)

2. Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать! (котята из сказки «Путаница»)

3. Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят (Мойдодыр из сказки «Мойдодыр»)

4. Дорогие гости, помогите!

Паука – злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час (Муха Цокотуха из одноименной сказки)

5. Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой. (Федора из сказки «Федорино горе»)

6. Расти, туфелька моя,

Расти, маленькая!

Уж как туфельку мою

Я водичкою полью

И вырастет дерево,

Чудесное дерево! (Девочка Мура из сказки «Чудо – дерево»)

7. … Если только захочу,

И Луну я проглочу! (Крокодил из сказки «Краденое солнце»)

8. Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка из сказки «Бармалей»).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний». (Демонстрируется показ слайдов с героями сказок Чуковского. Один герой лишний.)

Игра «Кто лишний»

Воспитатель: ребята, взгляните на наш волшебный экран. Что же мы видим на нем? (Чудо – дерево с висящими на нем различными предметами из сказок).

Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно, это Чудо – дерево из сказки К. И. Ч. «Чудо – дерево».

•телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

•воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)

•мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

•блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

•калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)

•термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)

перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)

•монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)

•сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)

•шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)

•мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)

Воспитатель: ребята, я вижу, вы очень хорошо знакомы с творчеством любимого всеми детского писателя К. И. Ч. А теперь предлагаю вам сочинить собственную сказку.

Сочинение сказки

Вопросы:

• Жил-был. Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки придумываем название. Затем воспитатель показывает заготовку книги с чистыми страничками, предлагает по возвращении в группу записать сказку и нарисовать иллюстрации к сказке. (Продуктивная деятельность). Воспитатель: Ребята, мы сегодня вспоминали много сказок, говорили о них. Помните, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что из каждой прочитанной сказки вы вынесете много полезного для себя, и что сказка поможет вам в жизни в решении сложных жизненных ситуаций.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по речевому развитию. Составление сказки «Как лиса с зайцем подружились» Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно – эстетическое.

Конспект занятия по речевому развитию «Деление слов на слоги» в подготовительной группе Конспект занятия по речевому развитию. Тема: «Деление слов на слоги». В подготовительной группе. Программное содержание: 1. Воспитывать.

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы. Пересказ сказки «Три желудя» Цель: обучать детей пересказывать короткий текст. Задачи: приучать детей слушать художественное произведение, анализировать, осмысливать.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи:.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сказки сказочки«
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 18:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сказки сказочки«» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Инжутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД