Светлана Чиган
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «На горке»
Цель: Познакомить детей с биографией писателя Н. Носова и рассказом «На горке».
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• Познакомить детей с творчеством писателя Н. Н. Носова и рассказом «На горке».
• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений. Обобщать речь фразеологизмами
• Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.
• Развивать воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий.
• Воспитывать коммуникативные навыки.
Развивающие :
• - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• - подбирать однородные определения к словам.
Воспитательные:
• - воспитывать бережное отношение к труду людей;
• - умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет Н. Н. Носова, книги Н. Н. Носова, презентация «Добрый волшебник-Н. Н. Носов», ноутбук, раскраски по рассказу Н. Н. Носова «На горке».
Ход занятия
Дети заходят в группу здороваются с гостями и говорят приветствие:
«Доброе утро улыбчивым лицам
Доброе утро солнцу и птицам
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро, продлится до вечера!»
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, как вы думаете почему?
Дети: Потому что пришли гости.
Воспитатель: А еще к нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он спрятался и покажется тогда, когда вы отгадаете о нём загадку и ответите хором, в рифму:
«Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой…» (Незнайка)
Дети знакомятся с презентацией «Добрый волшебник – Н. Н. Носов»
СЛАЙД-2
Незнайка появляется на экране
Я очень рад, что вы меня узнали. Ребята, скажите из какой я сказки?
ДЕТИ (Приключения Незнайки и его друзей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы знаете, какой волшебник придумал рассказ Незнайку и его друзья? А хотите узнать?
Воспитатель: Чтобы увидеть замечательного волшебника, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Хочу всё знать!» Давайте все вместе произнесё м: «Хочу всё знать!»
СЛАЙД -3 «Перед Носовым снимите шляпу,
Ведь он сам Незнайкин папа».
(Воспитатель показывает портрет Н. Н Носова)
Это не просто человек, это волшебный- человек и зовут его Н. Н. Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть много интересных книг. Его профессия – писатель.
СЛАЙД - 4 Н. Н. Носов написал более 40 произведений для детей, которые представлены на слайде: «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры», «Огурцы» и др. Писатель завоевал любовь читателей всех возрастов. Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывают о таких же, как они непоседах, изобретателях и фантазёрах – словом об обычных мальчиках и девочках.
(Показывает на столе выставку книг)
СЛАЙД- 5 Когда Николай Носов был маленьким, он очень любил самые разные занятия : прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре, увлекался химией, математикой.
СЛАЙД-6 Николай Носов не сразу стал писателем. Писать рассказы Носов стал, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей.
СЛАЙД-7 Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его напечатали в детском журнале «Мурзилка»
Слайд 8 – 20
Игровое упражнение «Помоги Незнайке узнать рассказ Н. Носова по картинке»
- «Бобик в гостях у барбоса»
Шляпа – «Живая шляпа»,
Кастрюля – «Мишкина каша»,
Огурец – «Огурцы»,
Лопата – «Огородники»,
Штаны – «Заплатка»
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши ребята тоже знают много рассказов Носова и любят их.
Слайд 21
Физкультминутка.
Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём физкультминутку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Слайд 22
Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «На горке».В конце занятия вы мне скажете,чему он учит.
Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
1 часть. Ребята, вам понравилось произведение? Ребята, давайте вместе объясним смысл непонятных слов.
СГРЕБАЛИ (собирали)
ТРУДЯТСЯ (работают)
ВЗОБРАЛСЯ (залез)
ДВОРНИЦКАЯ (помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице)
ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово)
НАПОРТИЛ (сломал)
Речевая гимнастика для язычка.
"Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)" ИЩЕТ и запел песенку ЦОК-ЦОК-ЦОК (щелкают языком).
2 часть. Чтобы Незнайка хорошо понял и запомнил произведение, нужно ответить на вопросы. Не забывайте отвечать громко, полным ответом, не перебивать друг друга. Беседа по содержанию.
Беседа с детьми
-Кому понравился рассказ?
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
- О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове)
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
- Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые)
- Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый)
- Что он делал, когда ребята строили горку?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
(Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься.)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться).
- А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку?
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?
-Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
- В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми,
-Как они сказали Котьке? ("Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!")
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
- Ребята помогали Котьке?
-Они не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.
- Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась?
- Большую работу сделал Котька или маленькую?
-Как он трудился? Что он придумал? (он ещё с боку лопатой ступеньки проделал. Это говорит, чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет)
- Каким он стал в конце, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше. Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами)
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
Главная мысль
-Чему учит этот рассказ?
У Николая Носова рассказы с поучительным смыслом, рассказ "На горке" учит трудолюбию и дружбе.
Мальчишки не стали сильно ругаться с Котькой, а помогли ему справиться с ленью, исправить ошибки и остаться друзьями.
Дружба всегда на первом месте, с другом можно решить проблему, если попытаться понять, почему он так поступил, а Котька просто был ленивым, но совершенно не злым и поэтому рассказ закончился хорошо.
Итог занятия : Ребята, Незнайка решил вам подарить в подарок раскраски, по рассказам Николая Носова и желает вам быть добрыми и веселыми как рассказы Н. Носова.