Константинова Елена Викторовна
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Маша в гостях у «Лучиков»
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе „Маша в гостях у „Лучиков“» размещена в разделах
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развитие зрительной и речеслуховой памяти, активизация словаря по определённой лексической теме.
При использовании метода наглядного моделирования, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Этапы работы над стихотворением:
Педагог выразительно читает стихотворение.
Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей, посредством заучивания стихотворения В. Мировича «Листопад».
Задачи:
- Формировать у детей умение интонационно и выразительно рассказывать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблиц.
- Формировать умения выражать свои впечатления в рисунках и движениях.
- Вызвать желание у детей помочь сказочному герою в заучивании стихотворения.
- Воспитывать любовь к поэзии, к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Материал к занятию: бумажные листья, листы бумаги, краски, кисточки, костюм сказочного героя.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за красотой осеннего пейзажа.
Ход занятия
Организационный и мотивационный момент.
(Дети заходят в группу)
Воспитатель: здравствуйте, рада всех вас видеть.
- А помните, когда вы шли сегодня в детский садик, у вас под ногами шуршали листики шур-шур-шур.
-Покажите, как они шуршали (дети трут ладошками друг о друга и изображают звукопроизношением шуршание листьев).
- Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок и мы с вами, как листочки полетели, полетели и на землю тихо сели (дети бегают в рассыпную по группе и присаживаются на стульчики).
Воспитатель: а вы любите играть?
-Давайте, поиграем с Вами в пальчиковую игру: «Осень».
Осень, осень, - трём ладошки друг о друга
Приходи! - по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трём ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щёчки
Листья жёлтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся, - поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует всё сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится, - стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь – кулак, ребро, ладонь.
(раздается стук в дверь).
Воспитатель: ой, ребята слышите кто- то к нам пришел? Как вы думаете, кто это? (ответы детей).
(в группу заходит воспитатель в костюме «Маши»).
Маша:
-Здравствуйте, дети! Я проходила мимо вашей группы и услышала, как вы рассказываете стихотворение про осень, и решила тоже порадовать Мишку в день его рождения, он очень любит, когда я ему рассказываю стихотворение. Но я никак не могу его выучить.
Воспитатель: Какая Маша ты молодец, что хочешь выучить стихотворение, чтобы порадовать Мишку. Не волнуйся, мы тебе поможем
Основная часть.
- Дети поможем Маше? (ответы детей).
- А какое стихотворение Маша ты хочешь выучить для Мишки?
Маша: Даже не знаю. Лишь бы оно понравилось Мишке, и я быстро смогла его выучить.
Воспитатель: Я знаю один способ, как мы все можем быстро выучить стихотворение и научить Машу. Закройте глаза, я вам прочту стихотворение Мировича «Листопад»
(включается тихая музыка, воспитатель читает стихотворения В. Мировича «Листопад».)
Листопад, листопад.
Листья жёлтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро голым станет сад.
-Дети вам понравилось стихотворение?
-А тебе Маша? (ответ Маши).
Воспитатель беседует с детьми по содержанию стихотворения
-Что такое листопад? Какие листья осенью?
-Как шуршат листья под ногами?
-Когда листья опадут, каким станет сад,
-А ещё Маша, чтобы легче запомнить стихотворения можно его нарисовать.
-Давайте возьмём кисточки и чистый лист бумаги и нарисуем листопад. Листья жёлтые, поэтому краску тоже возьмём жёлтую. Падают листья, и когда опадут, голым станет сад. Берите коричневую краску и рисуйте дерево без листьев.
(Дети мазками рисуют листья, воспитатель и Маша рисуют вместе с детьми, ритмично проговаривая слова стихотворения, после этого воспитатель вместе с детьми раскладывает рисунки на доске и предлагает рассказать стихотворение ещё раз, опираясь на рисунки детей.)
Воспитатель:
-Какой красивый получился листопад, давайте возьмём листочки и потанцуем с ними. (разыгрываются несколько этюдов: «Листочки тихо кружатся» - дети медленно кружатся по группе; «Подул ветер» - дети бегут в одном направлении; «Качается листочек на веточке. Оторвался, падает на землю» - дети качают руками над головой и медленно приседают, держа листочки в руках).
Рефлексия.
Маша: спасибо, вам ребята теперь я знаю, как можно легко выучить стихотворение.
-Пойду, порадую Мишку и расскажу ему это стихотворение, до свидания ребята.
Воспитатель:
- До свидания, Маша, но мы с тобой не прощаемся, а хотим пригласить тебя и Мишку погулять с нами на прогулке, послушать, как шуршат настоящие листья и полюбоваться их красотой.
-Кто к нам приходил?
- А как вы думаете, что помогло нам и Маше так быстро запомнить и прочесть стихотворение?
- Какое стихотворение мы с вами рассказывали?
-Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?