Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Маша в гостях у «Лучиков»

Константинова Елена Викторовна
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Маша в гостях у «Лучиков»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе „Маша в гостях у „Лучиков“» размещена в разделах

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развитие зрительной и речеслуховой памяти, активизация словаря по определённой лексической теме.

При использовании метода наглядного моделирования, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

Этапы работы над стихотворением:

Педагог выразительно читает стихотворение.

Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей, посредством заучивания стихотворения В. Мировича «Листопад».

Задачи:

- Формировать у детей умение интонационно и выразительно рассказывать наизусть стихотворение с помощью мнемотаблиц.

- Формировать умения выражать свои впечатления в рисунках и движениях.

- Вызвать желание у детей помочь сказочному герою в заучивании стихотворения.

- Воспитывать любовь к поэзии, к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Материал к занятию: бумажные листья, листы бумаги, краски, кисточки, костюм сказочного героя.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за красотой осеннего пейзажа.

Ход занятия

Организационный и мотивационный момент.

(Дети заходят в группу)

Воспитатель: здравствуйте, рада всех вас видеть.

- А помните, когда вы шли сегодня в детский садик, у вас под ногами шуршали листики шур-шур-шур.

-Покажите, как они шуршали (дети трут ладошками друг о друга и изображают звукопроизношением шуршание листьев).

- Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок и мы с вами, как листочки полетели, полетели и на землю тихо сели (дети бегают в рассыпную по группе и присаживаются на стульчики).

Воспитатель: а вы любите играть?

-Давайте, поиграем с Вами в пальчиковую игру: «Осень».

Осень, осень, - трём ладошки друг о друга

Приходи! - по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трём ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щёчки

Листья жёлтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся, - поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует всё сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится, - стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь – кулак, ребро, ладонь.

(раздается стук в дверь).

Воспитатель: ой, ребята слышите кто- то к нам пришел? Как вы думаете, кто это? (ответы детей).

(в группу заходит воспитатель в костюме «Маши»).

Маша:

-Здравствуйте, дети! Я проходила мимо вашей группы и услышала, как вы рассказываете стихотворение про осень, и решила тоже порадовать Мишку в день его рождения, он очень любит, когда я ему рассказываю стихотворение. Но я никак не могу его выучить.

Воспитатель: Какая Маша ты молодец, что хочешь выучить стихотворение, чтобы порадовать Мишку. Не волнуйся, мы тебе поможем

Основная часть.

- Дети поможем Маше? (ответы детей).

- А какое стихотворение Маша ты хочешь выучить для Мишки?

Маша: Даже не знаю. Лишь бы оно понравилось Мишке, и я быстро смогла его выучить.

Воспитатель: Я знаю один способ, как мы все можем быстро выучить стихотворение и научить Машу. Закройте глаза, я вам прочту стихотворение Мировича «Листопад»

(включается тихая музыка, воспитатель читает стихотворения В. Мировича «Листопад».)

Листопад, листопад.

Листья жёлтые летят.

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро голым станет сад.

-Дети вам понравилось стихотворение?

-А тебе Маша? (ответ Маши).

Воспитатель беседует с детьми по содержанию стихотворения

-Что такое листопад? Какие листья осенью?

-Как шуршат листья под ногами?

-Когда листья опадут, каким станет сад,

-А ещё Маша, чтобы легче запомнить стихотворения можно его нарисовать.

-Давайте возьмём кисточки и чистый лист бумаги и нарисуем листопад. Листья жёлтые, поэтому краску тоже возьмём жёлтую. Падают листья, и когда опадут, голым станет сад. Берите коричневую краску и рисуйте дерево без листьев.

(Дети мазками рисуют листья, воспитатель и Маша рисуют вместе с детьми, ритмично проговаривая слова стихотворения, после этого воспитатель вместе с детьми раскладывает рисунки на доске и предлагает рассказать стихотворение ещё раз, опираясь на рисунки детей.)

Воспитатель:

-Какой красивый получился листопад, давайте возьмём листочки и потанцуем с ними. (разыгрываются несколько этюдов: «Листочки тихо кружатся» - дети медленно кружатся по группе; «Подул ветер» - дети бегут в одном направлении; «Качается листочек на веточке. Оторвался, падает на землю» - дети качают руками над головой и медленно приседают, держа листочки в руках).

Рефлексия.

Маша: спасибо, вам ребята теперь я знаю, как можно легко выучить стихотворение.

-Пойду, порадую Мишку и расскажу ему это стихотворение, до свидания ребята.

Воспитатель:

- До свидания, Маша, но мы с тобой не прощаемся, а хотим пригласить тебя и Мишку погулять с нами на прогулке, послушать, как шуршат настоящие листья и полюбоваться их красотой.

-Кто к нам приходил?

- А как вы думаете, что помогло нам и Маше так быстро запомнить и прочесть стихотворение?

- Какое стихотворение мы с вами рассказывали?

-Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Кукла Маша в гостях у детей. Одежда» Конспект занятия по речевому развитию. Гудкова О. В. Тема: «Кукла Маша в гостях у детей»(Одежда) Вторая младшая группа. Задачи. Знакомить.

Конспект НОД по математическому развитию «В гостях у сказки «Маша и медведь» в младшей группеКонспект НОД по математическому развитию «В гостях у сказки «Маша и медведь» в младшей группе Программное содержание: Закрепить знание об образовании числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»; Упражнять.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетным картинкам; - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в лес» Цель: Выявить уровень речевого развития. Программное содержание: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времени года,.

Конспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группеКонспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группе Направление: речевое развитие, восприятие художественной литература. Тема: Доктор. Педагогические цели: знакомить с профессией врача,.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «У бабушки в деревне»Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «У бабушки в деревне» Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе по теме «У бабушки в деревне». Разработала воспитатель Репина Ирина Ивановна.

«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе«Мы — веселые зверята». Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе ОД по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: "Мы веселые заерята" Цель: Развитие и активизация речи детей. Задачи: 1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Маша в гостях у «Лучиков»
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 13:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Маша в гостях у «Лучиков»» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Елена Викторовна (УИ 3075135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД