Наталья Владимировна Егорова
Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №72 «Калинка» г. Калуга
Конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми старшей группы
«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
Составила и провела Егорова Н. В.
Калуга,2019
Цель: Обучение составлению описательного рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1. Учить детей составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, отвечать полным предложением. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.
2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.
Продолжать развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, речевое дыхание, умение делить слова на слоги.
3. Воспитывать доброе отношение к природе.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, музыкальная.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.
Методы и приё мы: Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент. Наглядные: рассматривание символов, показ. Словесные: беседа, художественное слово, повторное проговаривание, рифмование.
Ход занятия:
Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте настроимся на занятие :
«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,
Слушаем внимательно, смотрим обязательно,
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем!»
Ребята, какое время года у нас наступило? (зима). Я вчера вспомнила как мы гуляли на прогулке осенью, как собирали и побрасывали листочки, как грелись на осеннем солнышке. Я решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие мы были счастливые. Принесла фотографии с утра. Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?
А я вижу какое-то осеннее дерево и на нем лежит письмо. Написано
«Детям 11 группы»
«Осень закончилась, но я не хочу от вас уходить и на прощание решила с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень-проказница»»
Ребята, осень на прощание хочет с нами еще поиграть. Вы согласны? Все задания выполним? Тогда найдем наши фотографии! Молодцы!
Дети, присаживайтесь на стульчики.
Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами вот такая фотография-символ. Надо узнать, что осень здесь спрятала?
Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»
Что же изображено на этой фотографии?
Листья осенью (какие). (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья (что делают) -. (краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат).
Задание 2. «Часто дуют холодные ветра».
Ветер осенью (какой). (холодный, пронизывающий, резкий, влажный, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский).
День, когда дует ветер, (какой) -. (ветреный… а когда нет ветра?
Я предлагаю вам поиграть в игру:
«Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».
Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».
А что нарисовано здесь?
Солнце осенью (какое). (тусклое, неяркое).
Осенью солнце (что делает). (греет, светит).
А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное). Ребята, пока мы с вами разгадывали символы, к нам приблизилась злая тучка (Музыкальная игра с пальчиками)
Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».
Ребята, что происходит с водоемами в конце осени? Вы слышали такое слово «ледостав»? (Замерзание рек, озер, образование сплошного неподвижного ледяного покрова.) А знаете, чем он опасен? Еще осень хочет в этом задании узнать, как мы умеем играть. Дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч по очереди и называет слова.
Игра с мячом «Скажи наоборот» :
Осенний-весенний
Холодный-жаркий
Твердый-мягкий
Злой-добрый
Чистый-грязный
Высокий-низкий
Легкий-тяжелый
Сильный-слабый
Сухой-мокрый
Хорошо, Молодцы!
Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».
Какие плоды собирают осенью?
Игра «Повар» (Назвать блюда, в которые добавляется тот или иной овощ.) или игра с мешочком.
Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»
А какие птицы улетают от нас. А какие остаются? Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.
Задание 7 «Люди одели теплые вещи».
(шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)
И здесь снова осень предлагает нам поиграть
АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка
УБА – УБА – УБА - меховая шуба
АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф
ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги
АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки
ТО – ТО – ТО - длинное пальто
РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки
ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту
ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох
КИ – КИ – КИ - теплые носки
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет
ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты
АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ
ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок
КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки
ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки
ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу
Задание 8 «За что я люблю осень?»
Игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесли.
Что? Скажите наугад!
Ну конечно. (листопад)
Сапоги надеть нам нужно:
От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)
И осенью зеленый весь
Стоит густой, сосновый (лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью (пальто)
Мы у рыжих листьев
Потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил?
Отвечают: - … (Осень)
Летом от жары спасает
Легонькая шляпка,
Осенью нас согревает
Вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых
Свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы -
Серебристый… (дождь)
Ребята, мы фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.
Рассказ воспитателя с указкой.
ОСЕНЬ
Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).
Рассказ ребенка (3 чел.) по таблице, далее, если есть время без таблицы по памяти (2 чел).
Итог что же было интересного в нашем путешествии? Дети называют игры. Что помогло нам составить рассказ об осени?
Ребята, а вот и наши фотографии появились.
Работа с мнемотаблицами :
1. Взрослый читает рассказ, в процессе чтения последовательно указывает на картинки;
2. После прочтения дети воспроизводят рассказ по одному предложению (с использованием мнемотаблицы : по вопросам взрослого или по картинкам);
3. Повторное чтение (при необходимости)
4. Затем весь текст пересказывается ребенком (с использованием мнемотаблицы);
5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст (без мнемотаблицы).