Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Наталья Владимировна Егорова
Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №72 «Калинка» г. Калуга

Конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми старшей группы

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Составила и провела Егорова Н. В.

Калуга,2019

Цель: Обучение составлению описательного рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники“» размещена в разделах

1. Учить детей составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, отвечать полным предложением. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.

Продолжать развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, речевое дыхание, умение делить слова на слоги.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.

Методы и приё мы: Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент. Наглядные: рассматривание символов, показ. Словесные: беседа, художественное слово, повторное проговаривание, рифмование.

Ход занятия:

Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте настроимся на занятие :

«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!»

Ребята, какое время года у нас наступило? (зима). Я вчера вспомнила как мы гуляли на прогулке осенью, как собирали и побрасывали листочки, как грелись на осеннем солнышке. Я решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие мы были счастливые. Принесла фотографии с утра. Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?

А я вижу какое-то осеннее дерево и на нем лежит письмо. Написано

«Детям 11 группы»

«Осень закончилась, но я не хочу от вас уходить и на прощание решила с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии. Подпись: «Осень-проказница»»

Ребята, осень на прощание хочет с нами еще поиграть. Вы согласны? Все задания выполним? Тогда найдем наши фотографии! Молодцы!

Дети, присаживайтесь на стульчики.

Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами вот такая фотография-символ. Надо узнать, что осень здесь спрятала?

Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»

Что же изображено на этой фотографии?

Листья осенью (какие). (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья (что делают) -. (краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат).

Задание 2. «Часто дуют холодные ветра».

Ветер осенью (какой). (холодный, пронизывающий, резкий, влажный, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский).

День, когда дует ветер, (какой) -. (ветреный… а когда нет ветра?

Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».

Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».

А что нарисовано здесь?

Солнце осенью (какое). (тусклое, неяркое).

Осенью солнце (что делает). (греет, светит).

А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное). Ребята, пока мы с вами разгадывали символы, к нам приблизилась злая тучка (Музыкальная игра с пальчиками)

Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».

Ребята, что происходит с водоемами в конце осени? Вы слышали такое слово «ледостав»? (Замерзание рек, озер, образование сплошного неподвижного ледяного покрова.) А знаете, чем он опасен? Еще осень хочет в этом задании узнать, как мы умеем играть. Дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч по очереди и называет слова.

Игра с мячом «Скажи наоборот» :

Осенний-весенний

Холодный-жаркий

Твердый-мягкий

Злой-добрый

Чистый-грязный

Высокий-низкий

Легкий-тяжелый

Сильный-слабый

Сухой-мокрый

Хорошо, Молодцы!

Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».

Какие плоды собирают осенью?

Игра «Повар» (Назвать блюда, в которые добавляется тот или иной овощ.) или игра с мешочком.

Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»

А какие птицы улетают от нас. А какие остаются? Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.

Задание 7 «Люди одели теплые вещи».

(шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)

И здесь снова осень предлагает нам поиграть

АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка

УБА – УБА – УБА - меховая шуба

АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф

ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги

АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки

ТО – ТО – ТО - длинное пальто

РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки

ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту

ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох

КИ – КИ – КИ - теплые носки

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет

ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты

АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ

ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок

КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки

ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки

ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу

Задание 8 «За что я люблю осень

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесли.

Что? Скажите наугад!

Ну конечно. (листопад)

Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома… (лужа)

И сапожки, и ботинки бережет Алеша,

Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)

И осенью зеленый весь

Стоит густой, сосновый (лес)

Чтобы было нам тепло,

Носим осенью (пальто)

Мы у рыжих листьев

Потихоньку спросим:

-Кто же вас раскрасил?

Отвечают: - … (Осень)

Летом от жары спасает

Легонькая шляпка,

Осенью нас согревает

Вязаная… (шапка)

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы -

Серебристый… (дождь)

Ребята, мы фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.

Рассказ воспитателя с указкой.

ОСЕНЬ

Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).

Рассказ ребенка (3 чел.) по таблице, далее, если есть время без таблицы по памяти (2 чел).

Итог что же было интересного в нашем путешествии? Дети называют игры. Что помогло нам составить рассказ об осени?

Ребята, а вот и наши фотографии появились.

Работа с мнемотаблицами :

1. Взрослый читает рассказ, в процессе чтения последовательно указывает на картинки;

2. После прочтения дети воспроизводят рассказ по одному предложению (с использованием мнемотаблицы : по вопросам взрослого или по картинкам);

3. Повторное чтение (при необходимости)

4. Затем весь текст пересказывается ребенком использованием мнемотаблицы);

5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст (без мнемотаблицы).

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию «Зимние забавы. Составление рассказа по сюжетным картинкам»Конспект ООД по речевому развитию «Зимние забавы. Составление рассказа по сюжетным картинкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Самоанализ НОД по речевому развитию в средней группе «Составление рассказа с использованием предложенных предметов»Самоанализ НОД по речевому развитию в средней группе «Составление рассказа с использованием предложенных предметов» Занятие проводилось с детьми средней группы. На занятии присутствовало 12 детей. Цель: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 11:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД