Кристина Аульбаева
Конспект занятия по речевому развитию с использованием коврографа «Ларчик Воскобовича «Радужные гномики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие
Возрастная группа : старшая группа 5–6 лет
Цель: развитие речи посредством коврографа «Ларчик» В. В. Воскобовича
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о цветах
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с использованием коврографа „Ларчик Воскобовича „Радужные гномики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Развивающие : развивать память, воображение, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; развивать речь, развивать и обогащать словарь; развивать умение обобщать, уточнять;
Воспитательные: внимательно слушать воспитателя; грамотно отвечать на вопросы; активно участвовать в выполнении заданий
Планируемые результаты занятия : дети повторили и закрепили знания о цветах радуги и не только; повторили знания о фигурах и величине; у детей развита речь, словарь, память, воображение, счет, мелкая моторика, ориентировка в пространстве; дети внимательно слушали воспитателя, грамотно отвечали на вопросы и активно участвовали в выполнении различных заданий
Подготовительная работа: повторение пословицы о цветах радуги, повторение
Словарная работа: коврограф, пословица, бежевый, серый, веревка, карточка, гном, слон
Материалы и оборудование: загадка; коврограф Ларчик В. Воскобовича; фетровый материал к пособию; карточки с изображением различных персонажей к пособию;
Ход:
1 этап
Воспитатель: ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Это редкое явление,
Всех приводит в изумление.
Над землёй, небесный мост
После дождика подрос. (Радуга)
Дети: радуга!
В: правильно, ребята, а когда на небе бывает радуга?
Дети: (предполагаемые ответы детей) - после дождя
В: совершенно, верно, какие цвета присутствуют в радуге?
Дети: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
В: назовите мне, какие есть предметы красного цвета? Оранжевого, желтого, зеленого.
Воспитатель задает детям вопросы и обсуждает, какие предметы и вещи можно назвать на определенный цвет ( например: красный-помидор, оранжевый-апельсин, голубой-небо, море и так далее)
В: какую поговорку вы знаете, чтобы цвета радуги запоминались быстро и легко?
Дети: каждый охотник желает знать, где сидит фазан
В: отлично! А как вы считаете, почему именно такая пословица существует, чтобы запоминать цвета радуги?
На самом деле все очень просто. Каждое слово пословицы начинается на такую же букву, как и цвет: каждый-красный, охотник-оранжевый, желает-желтый, знать-зеленый, где-голубой, сидит-синий, фазан-фиолетовый.
В: сегодня к нам на занятие попросились прийти гости, которые будут нам помогать, а также для проведения занятия нам поможет коврограф Ларчик и его персонажи.
2 этап
В: посмотрите ребята! Это же гномы, и сегодня они наши гости.
Давайте вспомним, как их зовут: красный гном – Кохле; оранжевый – Охле, желтый – Желе; зеленый – Зеле; голубой – Геле; синий – Селе и фиолетовый – Фи.
Имена гномиков тоже начинаются на букву определенного цвета.
В: а еще, нам будут помогать слоники. Большого слона зовут Лип-лип, а маленького Ляп-ляп. А вот и наше первое задание:
Задание №1 «Тук-тук»
Цель: активизация речи детей посредством игры
Оборудование: коврограф Ларчик, карточки с разноцветными гномами, разноцветные квадраты
Ход: слоники Лип-лип и Ляп-ляп бегали по коврографу и увидели разноцветные домики (квадраты, под которыми спрятаны домики). Нам нужно узнать, кто же живет в этих домиках? Чтобы узнать, кто живет в домике, нужно постучать и сказать слова «Тук-тук», а затем спросить: «Кто в домике живет?». После этого нужно убрать квадрат, посмотреть и сказать, кто живет в домике.
В: Алиса, подходи к коврографу.
Алиса: ребенок подходит к коврографу и стучит в первый домик красного цвета: Тук-тук, кто в домике живет? О, это же красный гномик Кохле. В красном домике живет красный гномик Кохле.
В: отлично, кто пойдет следующий?
Таким образом дети подходят к коврографу по очереди и выполняют задание.
В: вот мы с вами и узнали, кто в каком домике живет! Приступаем к следующему заданию:
Задание №2 «Дорожки»
Цель: развитие словаря и закрепление умения выделять признак-цвет
Оборудование: коврограф Ларчик, карточки с разноцветными гномами, разноцветные квадраты, разноцветные веревочки
Ход игры: однажды гномики гуляли по фиолетовому лесу и заблудились. У каждого гномика есть свой домик, и к нему нужно проложить дорожку из такого же цвета, как и дом. Нужно помочь гномикам попасть домой!
В: кто хочет помочь гномику найти дом? Выходи Артем. Какого гномика ты выбираешь?
Артем: зеленого -Зеле.
В: отлично, какого цвета дом у гнома Зеле?
Артем: зеленый
В: какого цвета веревочку ты выберешь, чтобы сделать тропинку?
Артем: зеленую
В: молодец, а теперь скажи полным предложением: зеленый гном живет в зеленом доме.
В: отлично, прокладывай гномику Зеле тропинку до дома.
Аналогичным образом остальные дети выполняют это задание.
В: молодцы ребята! Скажите, а какие цвета вы знаете кроме цветов радуги?
Дети: белый, черный, серый, коричневый, розовый, бежевый
В: ого как много цветов! Какие цвета у вас самые любимые? Например, мои любимые цвета это черный, фиолетовый и коричневый
Дети: отвечают
Следующее наше задание называется «Украсим коврик»
Задание №3 «Украсим коврик»
Цель: активизация в речи детей слов большой, маленький
Оборудование: коврограф Ларчик, разноцветные веревочки, кружочки
Ход: Слоник Лип-лип собирается пойти на день рождения к слонику Ляп-ляп и подарить ему красивый ковер, но он не успел его украсить. Давайте поможем Лип-липу украсить коврики. Вы можете использовать веревочки и составлять из них фигуры, можете использовать разноцветные кружочки. (Уточнить цвет, размер кружков и веревочек для украшения
ковриков, их расположение на коврике, какие кружки находятся по углам, какие -в
центре.) В: давайте я начну. Воспитатель прикрепляет веревочки в коврографу и составляет один маленький-голубой квадрат и один большой-красный.
В: ребята, посмотрите, какие фигуры я прикрепила? Какого цвета квадраты я составила? В каком месте на коврографе находится красный большой квадрат, желтый маленький квадрат? Ребята, при составлении фигур и показе их, не забывайте комментировать ваши фигуры, их цвет, размер, расположение.
Аналогичным образом все дети выполняют это задание и комментируют свои действия.
В: какие вы молодцы ребята! Устали? Предлагаю вам немного подвигаться и выполнить физкультминутку «Радуга». Воспитатель и дети выполняют физкультминутку «Радуга».
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком.
В: ну что ребята, размялись? Давайте приступать к завершающему заданию. Оно называется «Назови предметы по цвету»
Задание №4 «Назови предметы по цвету»
Цель: активизация словаря
Оборудование: разноцветные квадраты, разноцветный кружочки
Ход: воспитатель вызывает к коврогарфу по одному ребенку и выдает ему квадрат определенного цвета. Ребенок должен назвать любые предметы, которые такого же цвета, как и квадрат, например: желтый квадрат-лимон, солнце, дыня, подсолнух и так далее. Цветной квадратик ребенок прикрепляет к коврографу, а каждое названное слово обозначает кружочком любого цвета и размера (кружочки прикрепляет снизу квадрата). Таким образом, побеждает тот ребенок, который назовет больше слов на заданный цвет и у кого будет больше кружочков.
В: ну что, кто хочет первый? Выходи Оля. Я даю тебе квадрат белого цвета.
Оля: белого цвета может быть снег (прикрепляет снизу кружочек, сахар (прикрепляет кружочек, соль и так далее.
Аналогичным образом все дети принимают участие в задании, а в конце определяется победитель.
3 этап
В: мы отлично поработали ребята, и наше занятие подходит к концу.
Скажите, чем мы сегодня занимались? О чем разговаривали? Какие задания выполняли? Кто помогал нам с заданиями? Что мы с вами повторяли?