Валентина Козлова
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Путешествие в осенний лес!"
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи по теме «Дикие животные»
Задачи:
Обучающие:
Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Дикие животные»
Пополнить знания детей о диких животных и их детёнышах
Закрепить представления детей о месте обитания животных
Учить детей отвечать на вопрос полным предложением
Развивающие:
Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.
Развивать умение связно высказывать своё мнение, полно давать ответ
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей логопедической группы „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе
Формировать навыки доброжелательности и сотрудничества
Коррекционные:
Закреплять умение чётко и внятно произносить звуки в словах и фразах.
Развивать речевое дыхание: продолжать формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание
Обогащать словарный запас детей
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Животные наших лесов»
Просмотр презентации «Кто живёт в нашем лесу»
Знакомство с правилами поведения в лесу
Чтение литературы по теме «Дикие животные наших лесов»: А. Сухомлинский. «Как Ёжик готовился к зиме», И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи», «Рысенок»; рассматривание иллюстраций по теме, загадки по теме
Формы организации: подгрупповое занятие
Тип занятия: интегрированное
Методы и приёмы: наглядные (иллюстративный материал, словесные (мотивация, речевые упражнения, вопросы к детям, игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, речевые игры с движением, практические (выполнение задания по указаниям взрослого).
Развивающие технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированная технология
Игровая технология
Материалы и оборудование: материал для игры «Зашумлённые картинки» (лист белого цвета формата А3, картинки с изображением диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка, лось, кабан, карточки с изображением жилищ диких зверей, настольно-печатная ига «Папа, мама и я» (пазлы, иллюстративный материал для игры «Покорми животное»
Используемая литература:
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Из-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 год
2. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2006
3. Левченко В. В. «Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»
4. Н. В. Нищева "Развивающие сказки". Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.
Интернет ресурсы:
http://logoportal.ru/konspekt-12830/.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi
http://www.maam.ru
http://pandia.ru
Ход занятия:
I Вводная часть
Вос-ль: Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Ребята, скажите какое сейчас время года на дворе?
Дети: Осень.
Вос-ль: Правильно. Давайте вспомним название осенних месяцев. Первый - …. Второй - …. Третий - …. Молодцы!
А теперь давайте назовём приметы осени.
Ла – ла- ла – осень в гости к нам пришла.
Ду –ду –ду – фрукты собирай в саду.
Ва – ва- ва – на землю падает листва.
Ди – ди – ди – кругом идут одни дожди.
Де-де-де – лужи с дождиком везде.
Ат – ат –ат – птицы в тёплый край летят.
Да – да – да – наступают холода
Вос-ль: Ноябрь - последний осенний месяц. После него наступит… зима.
Я хочу сегодня пригласить вас на прогулку в осенний лес. Вы согласны?
Дети: Да
Вос-ль: Сейчас я превращу вас в осенние листочки, и мы полетим в лес.
Раз, два, повернись,
В лист осенний превратись.
(воспитатель раздаёт детям осенние листья разного цвета и размера)
Дыхательная гимнастика
(вдох носом, выдох через рот – «пухлые щёчки»)
Ветер щёки толстые надул, надул, надул –
И на листочки пёстрые подул, подул, подул
(Дуют на листья в руке – 3 раза. Листочки полетели по кругу, ветер стихает, листочки приземляются на землю (ковер) на свои места).
Вос-ль:
На землю листья приземлились
И в детей все превратились.
Вос-ль: Вот мы в лесу. Давайте послушаем звуки осеннего леса.
Фонограмма «Звуки осеннего леса»
Вос-ль: Какие звуки вы услышали? Это громкие или тихие звуки?
Дети: Громкие звуки.
Вос-ль: Это кричит дятел в лесу. Наверное, что-то случилось. Смотрите, я вижу на дереве письмо.
Воспитатель берёт письмо в руки и читает:
«Всем! Всем! Всем! В лесу беда. Пропали все звери лесные. Помогите их найти!»
Вос-ль: Ребята. Давайте поможем дятлу. Вы согласны?
Дети: Да.
II. Основная часть.
Вос-ль: Какие же звери потерялись? Посмотрите на эту картинку и назовите животных.
«Зашумлённые картинки» (дикие животные)
(Дети называют животное, воспитатель выставляет животное (картинку) на фланелеграф).
Вос-ль: посмотрите на картинки и скажите, как можно назвать этих животных?
Дети: это дикие животные (лесные звери, дикие звери).
Дети: Их называют дикими, потому что….живут в лесу, далеко от людей, сами добывают себе пищу, сами ухаживают за собой, сами находят себе дом.
Вос-ль: Посмотрите на картинки и скажите, какое животное.
Предлагаю вам игру «Какой, какая» (подбор определений)
Вос-ль называет животное, ребёнок говорит, какое оно.
Заяц – трусливый, косой, серый и т. п.
Лиса – хитрая, рыжая, пушистая и т. п.
Волк – зубастый, серый, голодный и т. п.
Медведь – косолапый, лохматый, огромный и т. п.
Кабан – клыкастый, злой, коварный и т. п.
Лось – рогатый, огромный, сильный и т. п.
Вос-ль: Теперь давайте подумаем и скажем, почему в лесу не видно зверей.
Дети:Высказывают свои версии (холодно, идёт дождь, мало еды, их кто-то напугал, звери готовятся к зиме, они прячутся в свои дома)
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Зайцы спрятались от волка,
Чья-то им досталась норка.
(прячут пальцы одной руки в колечко, сделанное другой рукой)
Серый волк зубами щёлк
(соединяют пальцы обеих рук в щепотку)
Ах, какой зубастый волк.
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле
(Щелчки пальцами)
Считает мама медвежат,
В берлоге все они лежат.
(Пересчитывают пальцы, загибают по одному)
Вос-ль: Я вижу чьи-то следы. Давайте пройдём по дорожкам и узнаем, куда они нас приведут.
(У каждого ребёнка карточка с изображением следов на дорожке и жилищ зверей).
Дети: Это нора. Лиса живёт в норе. Волк прячется в логове. Белка живёт в дупле. Домик зайца под кустом. Медведь спит в берлоге. Ёж зимует в норе.
Вос-ль: А где же дом у лося и кабана?.
Дети: Дом у кабана и лося под деревом.
Вос-ль: Это место называется лёжка. Мы нашли места, где могут прятаться дикие звери.
Но их не видно. Как же нам их увидеть?
Дети: надо оставить у домика еду.
Дидактическая игра «Покорми животное»
(Воспитатель показывает детям карточки с изображением еды, ребёнок выбирает карточки для своего животного и говорит: «Это карточка нужна мне. Белка грызёт орехи. Говорят все дети, пока не закончатся карточки с продуктами)
Вос-ль: Животные поели, теперь они вышли и отправляются на водопой.
Физкультминутка «На водопой»
(выполняются движения по тексту)
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосёнок,
За мамой лисицей крался лисёнок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шёл медвежонок,
За мамою белкой скакал бельчонок,
За мамой зайчихой прыгал зайчонок,
Волчица вела за собою волчат -
Все мамы и дети напиться хотят.
Вос-ль: Мамы и детёныши вернулись к своим убежищам – домам. Дикие звери могут жить в своих жилищах по одному или целыми семьями. Что такое семья?
Дети: Семья – это папа, мама и дети.
Вос-ль: Давайте поиграем и соберём семьи лесных животных.
Настольно-печатная игра «Папа, мама и я»
(Папа – Мама – Ребёнок - Ребята)
Волк – волчица – волчонок - волчата
Медведь – медведица – медвежонок - медвежата
Лис – лиса – лисёнок - лисята
Самец белки – белка – бельчонок - бельчата
Ёж – ежиха – ежонок - ежата
Медведь – медведица - медвежонок - медвежата
Лось – лосиха – лосёнок - лосята
Кабан – свинья – поросёнок - поросята
Вос-ль: В лесу много разных зверей и все они по-разному подают голос.
Дидактическая игра «Кто как разговаривает»
Волк - …воет, медведь - …ревёт, рычит, лиса - … тявкает. Кабан – хрюкает, ёж - …фыркает, елка - …цокает, лось – ревёт.
Вос-ль: Ребята, мы побывали в лесу. Что мы с вами делали?
Дети: Мы помогали дятлу найти диких животных.
Вос-ль: Нам удалось ему помочь?
Дети: Да
Вос-ль: Нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы перенесёмся в детский сад.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть.
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
III. Рефлексия.
Вот мы и вернулись домой. Наше путешествие закончилось. О чём мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?