Оксана Дэхныч
Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему «Слоговой анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение звукового анализа слова.
Задачи:
1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.
2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.
3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему „Слоговой анализ и синтез слов“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать интерес к началам грамоты.
Материалы: Картинки – схемы слов «гуси», «утки», «куры»; четырех-звуковые схемы слова для магнитной доски; фишки красного, синего, зеленого цветов.
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.
Воспитатель: Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент: постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу: всё, что нас окружает, имеет название.)
Воспитатель: Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету. (А. Шибаев)
Воспитатель: Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова?
Дети: Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. Д.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик,
Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица,
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое - смех.
Какие слова вы добавляли?
Дети: называют слова.
Воспитатель: А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть.
2. Физкультминутка
Мы руками - хлоп, хлоп.
Мы ногами - топ, топ.
Мы глазами - миг, миг.
Мы плечами - чик, чик.
Раз - сюда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки к верху все подняли.
Теперь садимся. Тише, тише.
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)
А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
Воспитатель: А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)
А согласные.
Согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)
3. Игра "Верни мне мягкий звук"
Мяч лови и мяч бросай,
Мягкий звук мне называй.
После игры дети садятся на места.
4. Воспитатель: Отгадайте загадку:
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от Бабуси.
Кто это, скажите?
Дети: Гуси.
Воспитатель выставляет картинку "Гуси".
Воспитатель: - Сколько звуков в слове гуси?
Дети: в слове гуси четыре звука.
Воспитатель: - Назовите первый звук (второй, третий, четвертый).
Воспитатель: - Сколько в слове гуси гласных звуков.
Дети: Два.
Назовите.
Дети: [У], [И]
Воспитатель: - А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: - Покажите гласные звуки в схеме слова.
Воспитатель: - Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове?
Дети: Два.
Воспитатель: Как узнали?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Назовите первый слог, второй.
Воспитатель: - Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)
Воспитатель: - Составьте предложение со словом гуси.
5. Воспитатель:
Говорят: «Они не птицы».
Но позвольте усомниться:
Пусть они и не летают,
Мусор лапками сгребают.
Если что сказать хотят,
– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчат.
А еще несут яички –
Нет полезней этих птичек.
Удивительной фактуры,
Называют птичек (куры) !
6. Звуковой анализ слова «Куры»
7. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре пять
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце,
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок
стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавают, ныряют,
Крякать обожают!
8. Звуковой анализ слова «Утки»
9. Итог:
Воспитатель: Итак, наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали, чем занимались?