Харина Любовь
Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «Обучение рассказыванию. Описание кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать у детей умение составлять описательные рассказы по образцу, используя богатый словарный запас и осмысленно выстраивая структуру высказывания.
Задачи:
Образовательные: Формировать навык описания предметов (кукол, учить составлять связный рассказ, использовать прилагательные и существительные в речи.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе „Обучение рассказыванию, Описание кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание, активный и пассивный словарь, связную речь и логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному слову, заботливое отношение к игрушкам и культуре общения.
Предварительная работа:
Рассматривание кукол с обсуждением их внешнего вида, одежды, аксессуаров.
Чтение стихотворений о куклах, обсуждение внешности и характера персонажей.
Прослушивание рассказов и сказок о куклах (например, отрывков из "Приключения Буратино").
Материалы:
Несколько кукол (разных по внешнему виду, размеру, одежде и прическе).
Раздаточный материал для детей: карточки с изображением кукольных нарядов и аксессуаров.
Плакаты или картинки с изображением кукол для демонстрации.
Фланелеграф или магнитная доска для крепления карточек с кукольными аксессуарами.
Ход педагогического мероприятия
1. Организационный момент
Педагог приветствует детей и собирает их в круг. Он рассказывает, что сегодня они будут помогать куклам «готовиться к празднику», а также учиться рассказывать о них. Педагог настраивает детей на внимательное участие в обсуждении и дает понять, что им предстоит интересная работа.
2. Введение в тему
Педагог показывает детям несколько кукол, внимательно рассматривая их вместе с детьми. Каждая кукла немного отличается по внешнему виду: одна в красивом платье, другая – в яркой шляпе, третья – с косичками. Педагог предлагает детям назвать основные черты кукол (рост, одежду, прическу, обувь) и называет их: «Давайте посмотрим на первую куклу. Какого цвета у нее платье? Какой длины волосы? А у следующей куклы?»
Затем педагог объясняет, что описание – это рассказ о том, как выглядит предмет или персонаж, и для этого важно замечать детали, такие как цвет, форма, материал, и уметь их описывать.
3. Основная часть
1) Работа по образцу
Педагог берет первую куклу и рассказывает о ней короткий описательный рассказ, делая паузы для уточняющих вопросов. Например:
«Посмотрите, какая у нас красивая кукла! У нее длинные светлые волосы, и они заплетены в косички. На ней розовое платье с блестками и белые туфельки. Кукла улыбается, у нее большие голубые глаза».
Дети внимательно слушают, после чего педагог задает им вопросы:
Какого цвета платье у куклы?
Какой у нее цвет волос?
Что надето на ногах?
2) Упражнение "Подбери слова"
Педагог раздает детям карточки с картинками и описательными словами (например, «длинные волосы», «яркая шляпа», «платье в цветочек»). Дети выбирают карточки, подходящие для описания кукол, и стараются составить небольшие предложения, используя эти слова:
«У куклы длинные волосы».
«На ней платье в цветочек».
3) Игра "Опиши свою куклу"
Педагог делит детей на пары или группы, раздавая каждой группе куклу. Задача – составить рассказ-описание о своей кукле, чтобы остальным детям было легко представить ее внешний вид. Дети по очереди составляют предложения: один ребенок описывает одежду куклы, другой – волосы, третий – обувь. Педагог поддерживает их, задавая уточняющие вопросы и помогая с подбором слов.
4) Дидактическая игра "Найди по описанию"
Педагог описывает одну из кукол, но не называет ее. Например, «Эта кукла в зеленом платье и с короткими волосами. У нее голубые глаза и красные туфельки». Дети должны угадать, о какой кукле идет речь, и показать на нее.
4. Подвижная минутка "Куклы в хороводе"
Для того чтобы дети немного отдохнули, педагог проводит игру «Куклы в хороводе». Дети идут по кругу, «будто они куклы», имитируя движения куклы, ходя по кругу. Под песенку о куклах они повторяют движения, «показывая платье», «поправляя шляпки» и «демонстрируя туфельки».
5. Закрепление и самостоятельная работа
Игра "Кто расскажет лучше?"
Дети берут новую куклу и по очереди составляют о ней рассказ. Педагог хвалит каждого за попытку описания и помогает тем, кто испытывает трудности, наводящими вопросами: «Какого цвета платье?», «Какая у куклы прическа?».
Затем педагог просит детей подойти к доске и прикрепить карточки с описаниями. Дети могут добавлять свои идеи о куклах, дополняя друг друга, таким образом составляя коллективное описание каждой куклы.
6. Подведение итогов
Педагог хвалит детей за то, как они внимательно и подробно описывали кукол. Он подчеркивает, как важно уметь рассказывать, чтобы другие могли себе представить то, что они видят. Педагог задает вопросы для закрепления:
Что вам понравилось в описании кукол?
Какие слова вы использовали для рассказа?
О чем бы вы рассказали своим друзьям о кукле?
Заключение
Занятие на тему «Описание кукол» помогает детям учиться строить связные описания и использовать более разнообразные прилагательные, что способствует развитию их словарного запаса и мышления. Это занятие развивает важные навыки речи, воображения и коммуникации, что станет основой для их дальнейшего развития в более сложных речевых ситуациях.