Фрунзе Ольга
Конспект занятия «Зимняя сказка» по развитию звукобуквенного анализа и синтеза и подготовки к обучению элементов грамоты
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – развивающие : закреплять умение различать звуки [щ] на слух в слогах, словах, предложениях. Уточнять характеристику звука. Развивать умение соотносить звук [щ] с буквой Щ; звукобуквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать артикуляционные мышцы, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект занятия „Зимняя сказка“ по развитию звукобуквенного анализа и синтеза и подготовки к обучению элементов грамоты» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Коррекционно-образовательные: упражнять в определении позиции звука в словах; закреплять понятия, характеризующие звуки : «глухой», «мягкий согласный звук».
Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта индивидуальной работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютерная игра «Учимся, играя»; индивидуальные зеркала; карточки для характеристики звуков; схемы слов; карточки для звуко
уквенного анализа; фишки; схемы для составления предложений, ручки.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, кто услышит первый звук своего имени : [и], [д], [а],[н’],[к’],[т’].
2. Работа по теме.
Учитель-логопед. Ребята, скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года? (Ответы детей).
- А какое время года было перед весной? (Ответы детей).
- А вы хотите ненадолго вернуться в зиму и попасть в зимнюю сказку? (Ответы детей).
Учитель-логопед. Хорошо, тогда – внимание на экран. (Слайд 1). Послушайте загадку, и если вы ее отгадаете, то мы отправимся в эту сказку.
Уплетая пироги,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. Кто это? (Емеля). (Слайд 2)
Учитель-логопед. В какую же мы сказку отправимся? (Ответы детей – «По щучьему веленью»).
Учитель-логопед. Кого Емеля поймал в проруби? (Щуку). (Слайд 3).
- Какой звук мы слышим в начале слова «щука». (Звук [щ]).
3. Характеристика звука.
Учитель-логопед. Расскажите Емеле, что вы знаете об этом звуке и выложите схему – характеристику для этого звука. Работа со звуковыми символами.
Звук [щ] – согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом, глухой. (Слайд 4).
Логопед. А как мы можем проверить, что звук действительно глухой? (Дети отвечают и проверяют с помощью тактильных ощущений, кладя руку переднюю часть шеи).
4. Уточнение артикуляции звука. (Работа с зеркалами).
Логопед. При произнесении звука [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
5. Развитие фонематического слуха. Речевая зарядка. «Проговорим вместе со Щукой». (Слайд 5).
Ща-ща-ща – наш товарищ без плаща.
Ще-ще-ще – наш товорищ шел в плаще.
Щи-щи-щи – у товарищей плащи.
Щу-щу-щу – вас сгущенкой угощу.
Ащ-ащ-ащ – на щенка свалился плащ.
Ощ-ощ-ощ – мой щенок и мал, и тощ.
Ущ-ущ-ущ – по забору вьется плющ.
Ещ-ещ-ещ – мне попался крупный лещ.
Щетка, щипцы и клещи – это нужные вещи.
Злой Кощей не любит щей.
Блещут молнии все пуще – тучи гуще, гуще, гуще.
Нина посчитала вещи: ящик, щетка, плащик, клещи.
6. Дифференциация звуков в словах. Игра «Разложи по коробкам». Дифференциация звуков [щ] - [с’] в словах.
Логопед. Ребята, а Емеля со Щукой предлагают нам поиграть в интересную игру. Хотите?
Компьютерная игра. (Можно заменить работой с картинками).
7. Игра «Найди место звука в слове». Работа со схемой слова.
Логопед. Ребята, мы сейчас работали со звуками, а скажите, пожалуйста, что такое «звук речи?». (Ответы детей). А теперь посмотрите на слайд и скажите, что на нем изображено. (Слайд 6). (Ответы детей).
Логопед. Выберете каждый по одному слову и найдите в нем место звука [щ]. Работа со схемой слова.
8. Развитие общей моторики. «Физкультминутка со Щенком». (Слайд 7).
Во дворе щенок играл:
Бегал, прыгал и считал:
- Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот».
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел.
Он устал и присмирел.
Логопед. Сегодня мы с вами говорим о звуке, а на письме они обозначется знаком. Кто знает, как эти знаки называются? (Буквы).
- Что же такое «буква»? (Ответы детей).
Логопед. Правильно, молодцы! Посмотрите, как эти буквы изображают художники. (Слайд 8).
9. Чтение слогов. (Слайд 9).
10. Звукобуквенный анализ слов.
Логопед. Это еще не все сюрпризы от гостей. Они нам предлагают поиграть в игру «Телевизор». (Слайд10).
Логопед. Нужно составить слово по первым звукам слов-картинок : щенок –[щ], индюк – [и], тумбочка – [т]. Дать каждому звуку характеристику и получить новое слово. Дети выполняют работу и образуют слово – ЩИТ. (Слайды 11-12).
11. Чтение слов. (Слайд 13).
Логопед. Из двух столбиков нужно составить слова, прочитать их.
12. Работа с предложениями.
Логопед. Замечательно! А теперь придумайте предложения с этими словами, и запишите схему предложения в тетради.
13. Подведение итогов занятия.
Логопед. В какой сказке побывали? (Ответы детей).
- Какие задания мы выполняли? Что делали? И т. д.
А теперь нам пора возвращаться в свою группу, в апрель месяц. А гости прощаются с нами и предлагают вам сладкое угощение. (Слайд 14).