Ясуркаева Залина
Конспект занятия по развитию связной речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о зиме как о времени года.
Словарная работа: пейзаж (рисунок, картина, изображающая виды природы, обогащение словаря (сущ., характеризующие состояния погоды: вьюги, метели, бураны и т. д. ; глаголы: падает, сверкает, искрится и т. д.); подбор прилаг. (пушистый, сверкающий, искрящийся и т. д.); антонимы (твердый – мягкий, легкий – тяжелый и т. д.); наречия (тепло, холодно, морозно и т. д.); активизация словаря (полярная ночь, северное сияние). Грамматический строй речи : Сущ. ; с уменьшительно – ласк. суф. (снежок, ветерок и т. д.); Падежные и предложные конструкции (без снега, снегом, о снеге); Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежок и т. д.); Образование сложных слов (снегокат, снегопад); Приставочные глаголы (замело, мело, смело); Согласование числит. И сущ. (один снежок – пять снежков).
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход занятия
Организационный момент.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель.
— Ребята, как вы думаете про какое время года эта загадка? (Ответы детей)
— Вспомните, расскажите: Какая зима? А какой снег? Какие снежинки? Какой ветер зимой? Небо какое? (Дети отвечают на вопросы)
2. Введение в тему. (На столе у детей лежат разрезные картинки «Зимний лес».)
Воспитатель.
— Ребята, соберите разрезную картинку, и вы догадаетесь, куда мы сегодня отправимся. Что здесь нарисовано? (ответы детей)
3. Повторение пройденного.
Игра с мячом «Подбери действие к предмету»
— Снег (что делает) летит, опускается, падает, кружится, лежит, хрустит, сверкает и т. д.
— Ветер (что делает) воет, дует, кружит, крутит, свистит и т. д.
Воспитатель.
— А как вы думаете, что можно делать зимой на прогулке?
— Когда можно играть в снег?
— Где вы сейчас? Где вы можете кататься на лыжа, коньках, санках? (ответы детей)
— Молодцы!
(Воспитатель закрепляет картинку «Зимний лес» на мольберте)
Воспитатель. (Выставить картину с изображением зимнего леса)
— Какой бывает лес зимой? (Загадочный, заснеженный, сказочный, волшебный и т. д. Ответы детей.)
— Какие дорожки в зимнем лесу? (Ответы детей. Заснеженные.)
— На чем удобнее отправляться на прогулку в зимний лес? Почему? ( На столе выложены предметные картинки: лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки.)
(Дети отвечают на вопросы и слева от центра закрепляют на доску картинку с изображением лыж.)
— Давайте представим, что мы пойдем на лыжах в зимний лес.
— Закройте глаза и представьте, что можно услышать в зимнем лесу.
( Звучат звуки зимних лесных шумов: скрип деревьев, стук веток, стук дятла голоса птиц, скрип снега и т. д.)
— Что можно увидеть в зимнем лесу? Давайте посмотрим на картину? (Ответы детей. Заснеженные деревья, сугробы, следы людей, птиц и животных т. д. Дети выставляют на доску соответствующие картинки.)
— С кем можно встретиться на лесной поляне? (Ответы детей. С зайцем и т. д.)
— Какой зайчик? Что он делает? (Беленький, пушистый, трусливый, маленький и т. д. Резвится, прыгает. Ответы детей. Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)
— Кого на картине вы еще видите? (Ответы детей. Снегирей.) Давайте мы их рассмотрим, какие они? (Красногрудые) Что они делают? С чем можно сравнить снегирей, на что они похожи? (как ягоды рябины); (Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)
— А как вы думаете кого из зверей не увидишь в зимнем лесу? Почему? (Ответы детей. Медведя и ежа)
— Какое настроение передал художник в этой картине? Почему? (Зайчик весело прыгает, снегири радостно свистят на ветках, светит ярко солнышко и т. д. Ответы детей.)
Физкультминутка
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Два березовых коня
По снегам везут меня. (Дети имитируют ходьбу на лыжах)
4. Изучение нового материала. (Обучение составлению рассказа с опорой на картинки.)
Воспитатель.
— Внимательно посмотрите на картину. Мы с вами составили план рассказа. Чтобы рассказ получился красивый, надо рассказывать все по порядку. Рассказ можно начать со слов: однажды зимой, в зимнее утро… Сначала послушайте мой рассказ, а затем я послушаю ваши рассказы.
Пример рассказа воспитателя:
Однажды зимним утром я с друзьями отправилась прогуляться в сказочный зимний лес на лыжах. Все лесные дорожки замело снегом. В лесу были слышны скрип деревьев, голоса птиц и стук дятла. Мы видели следы животных и птиц. На лесной полянке нам встретился маленький беленький зайка. Он весело резвился и прыгал по сугробам. Снегири, как ягоды рябины сидели на ветках. После прогулки по зимнему лесу у нас с друзьями осталось хорошее настроение.
(Составление рассказа. Воспитатель предлагает каждому подумать и составить свой рассказ, представив себя в зимнем лесу. Дети выходят по 2 человека к доске с картинками и выполняют задание. Остальные дети дополняют ответы и высказывания рассказчиков.)
5. Итог занятия.
— Где мы сегодня с вами были?
— Что было интересного в зимнем лесу?
— Что было сложно в играх?