Наталия Валерьевна Дорофеева
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе
Программное содержание:
1. Образовательные: упражнять детей в описании игрушки, упражнять в словообразовании существительных с помощью суффиксов, учить различать деловое и художественное описание.
2. Развивающие : закреплять знания о структурных частях рассказа; учить составлять сказки по опорным картинкам, подбирать слова – синонимы; развивать понимание переносного значения слов, учить подбирать однокоренные слова и находить общую часть; учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «потому что», «чтобы».
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе „В гостях у Бабы-Яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
3. Воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал и оборудование к занятию : макет избушки Бабы –Яги, элементы сказочной поляны, мягкая игрушка кошка, метла, книга со сказками, опорные картинки для составления сказки.
Ход занятия
Входит воспитатель в костюме Бабы – Яги.
-Здравствуйте, ребята. Я пришла пригласить вас к себе в гости. Хотите попасть в сказку? Для этого надо вспомнить, что такое СКАЗКА?
-Назовите слова-родственники к слову СКАЗКА.
(сказать, сказочный, рассказ, сказочка, сказочник)
-Какая у этих слов общая часть?
-На чем можно попасть в сказочный лес?
-А я предлагаю вам превратиться в пчел и комаров. Как жужжат пчелы? Как пищат комары?
-Превращаемся: девочки - в пчел, мальчики - в комаров. Полетели!
-Приземляйтесь на полянку.
-Вот волшебный лес, а вот моя избушка. Забыла, какие слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась? («Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»).
-Она у меня непослушная. Строже надо говорить. Не слушается. Скажите громко и сердито.
-Не получается. Наверное, надо ласково и тихо.
Избушка поворачивается, в окне кот с запиской. В записке описание в деловом стиле.
«Это животное семейства кошачьих. У него четыре лапы, длинный хвост, гладкая шерсть. У кошки на лапках мягкие подушечки и острые когти. Питается мясом, молоком, рыбой. Ловит мышей и мелких птиц. Все кошки хищники».
-Где можно встретить такое описание?
-А как бы вы описали кота красивыми словами, с любовью, от души?
(описание художественное)
-Это взрослый кот или котенок?
(у кошки усы, у котенка – усики, а у кота усищи)
-У кошки – хвост, у котенка -, а у кота - …
-У кошки лапы, у котенка -, а у кота - …
-У кошки – глаза, у котенка -, а у кота - …
-И что же делать с этим котенком? Может отпустить в лес, пусть себе гуляет?
(дети предлагают оставить в избушке) .
-Я не решаюсь оставить. Вот если вы меня убедите, что он мне нужен, тогда я оставлю его у себя.
(рассуждения детей)
-Вы меня убедили, беру котенка к себе. Буду его кормить, ласкать, ухаживать за ним, научу на метле кататься. А вы умеете на метле кататься?
-А кто хочет прокатиться?
-Вот кто ответит первый на мой вопрос правильно, тот и прокатится на метле.
-Чем моя метла похожа на самолет, бабочку, птицу, муху, стрекозу? (летает)
-Правильно. Вот только моя метла несется, а самолет? (мчится)
-А облако? (плывет)
-А птица? (парит)
-А мухи? (вьются)
-Ну, давайте полетаем: ты помчишься на метле, а остальные: кто на самолете, кто птицей, кто облаком, кто бабочкой. Полетели!
-Устали? Приземляйтесь, отдохнем. Да, ребята, котика-то мы оставили, а имя-то мы ему не дали. Ну-ка, придумайте ему кошачье имя!
(дети предлагают)
-Такие вы имена красивые придумали, мне не хочется никого обидеть, поэтому я сама дам ему имя «Кот- Котофеевич»
-У меня есть сказка про кота, сейчас я ее прочитаю. Ой, а что это с моей книжкой случилось? Все листы перепутались, помогите мне книжку правильно сложить!
Литературная викторина «Путаница»
(воспитатель читает части сказки, перепутав их, а дети говорят, какая это часть сказки и объясняют, по каким признакам они определили)
«И вернулся кот к своему хозяину. Переловил всех мышей. Простил его хозяин, и стал кот снова в доме жить, на печке спать, песенки мурлыкать. Но и мышей ловить, тоже не забывал».
«И вот развелось мышей видимо-невидимо. Рассердился хозяин на кота, выгнал его из дома. Пришел кот в лес. Думает: «Кто же меня теперь кормить будет?» Пошел к медведю в берлогу. Попросился к нему жить.
-А что ты умеешь делать?
-На печке лежать, песенки мурлыкать.
-И все?
-Да.
-Нет. Мне лентяи не нужны.
Пошел кот к лисе. Она тоже его не пустила. Ходил-ходил, никто брать кота не хотел».
«У одного мужика жил-был кот. Звали его Кот- Котофеич. Кормил хозяин кота хорошо, кот растолстел, разленился и перестал ловить мышей».
-Что-то мой Кот- Котофеевич загрустил. Ребята, вы не знаете, почему мой котик такой грустный? (Ваш котик грустный, потому что.)
-Зачем кот выпустил когти? (кот выпустил когти, чтобы.)
Дидактическая игра «Что умеют делать кошки?»
-Давайте тогда поиграем с ним? Встанем в круг. Будем передавать кота друг другу и рассказывать, что умеют делать кошки. Я первая: «Бегать». (дети называют по очереди глаголы)
-Кот- Котофеевич устал, спать захотел. Перед сном мы ему расскажем сказку. А любит котик сказку с картинками. Картинок у меня очень много, а сказка всего одна. Вы можете придумать новые сказки? Только сказка должна быть у каждого своя.
Работа с картинками
-Выбирайте по две-три картинки.
Первый ребенок рассказывает – кот «засыпает».
Воспитатель предлагает рассказать свои сказки гостям, а потом нарисовать и подарить коту на память.