Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Золотая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, аквариум, песок,камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотой, проворный, большой, маленький, красивый).
Темочки:
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Аквариум с золотой рыбкой, игра «Аквариум», предметные картинки по числу детей с изображениями золотой рыбки, меченосца, гуппи, тетради по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Загадывание детям загадки. ] Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг столика, на котором находится аквариум с золотой рыбкой, пока накрытый тканью.
Логопед. Я приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта.
Дети.. Золотая.
Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней?
Дети. Да, нам ее читала Любовь Ивановна.
Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке?
Дети. В море-океане.
Логопед. Правильно. Ну, раз вы отгадали мою загадку и ответили на мой вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила.
2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа. [Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи. ]
Логопед снимает ткань и позволяет детям 20—30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.
Логопед. Кто это?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке.
Логопед. Что делает золотая рыбка?
Дети. Она плавает.
Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку.
Дети. Она больше улитки. Она большая.
Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке?
Какая она?
Дети. Она красивая, проворная.
Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего рыбке нужны хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?
Дети. Да, они опускаются и поднимаются.
Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?
Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.
Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка ест, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Аквариум».
3. Физкультурная пауза «Аквариум». [Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме. ]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить игру «Аквариум».
Улитки ползут,
Свои домики везут. Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.
Рогами шевелят,
На рыбок глядят. Останавливаются, делают рожки из пальников, наклоняют голову влево-вправо.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут. Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед-назад.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот. Повороты туловища влево-вправо.
4. Работа с предметными картинками. [Актуализация словаря по теме. ]
Логопед предлагает детям сесть за столики и раскладывает перед ними предметные картинки.
Логопед. Посмотрите на картинки. На них разные рыбки. Возьмите те картинки, на которых золотая рыбка.
Дети выбирают картинки, остальные логопед убирает.
Логопед. Вы правильно выбрали картинки. Молодцы. Кто у вас на картинках?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы ее узнали?
Дети. Она оранжевая, большая, у нее длинный хвост, красивые плавники.
Логопед. Для чего ей нужны хвост и плавники?
Дети. Они помогают ей плавать.
Логопед. Что расположено на голове у рыбки?
Дети. У нее есть жабры, глазки, рот.
Логопед. Для чего ей нужны жабры?
Дети. Они помогают ей дышать.
Логопед. Чем покрыто ее тело?
Дети. Чешуей.
Логопед. На что похожа чешуя?
Дети. На монетки.
Логопед. Где живет золотая рыбка?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Хорошо. Мы с вами сегодня рассмотрели золотую рыбку. Думаю, вы теперь хорошо знаете, как она выглядит, как называются части ее тела. А теперь давайте пойдем к зеркалу и вы покажите мне, как золотая рыбка открывает рот.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.
Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно.
Упражнение выполняется 5—6 раз. Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
6. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Актуализация словаря по теме. ]
Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Садитесь за столики, открывайте тетради. Что вы видите на картинке?
Дети. Аквариум, рыбок, золотую рыбку, улитку.
Логопед. Сейчас мы с вами обведем и раскрасим золотую рыбку, но сначала нарисуем простым карандашом чешую. Помните, что чешуя похожа на маленькие монетки? Что вы будете рисовать сейчас?
Дети. Чешую.
Логопед. Теперь обведите тело, хвост и плавник простым карандашом. Что ты обводишь, Настя?
1-й ребенок. Плавник.
Логопед. И наконец, нам нужно раскрасить золотую рыбку. Какой карандаш для этого нужен?
Дети. Оранжевый.
Логопед. Кого ты раскрашиваешь, Ваня?
Дети. Золотую рыбку.
Логопед. У вас очень красивые золотые рыбки. Они кажутся такими большими по сравнению с маленькими барбусами. Но мы с вами увидели сегодня, что на самом деле золотая рыбка — небольшая. Потом вы закончите работу на этой страничке с воспитателями, а сейчас закройте тетради.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает тетради и карандаши.
Логопед. С кем вы познакомились сегодня?
Дети. С золотой рыбкой.
Логопед. Какая она?
Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая.
Логопед. Что она делает?
Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг.
Логопед. Где она живет?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Чем ее можно кормить?
Дети. Сухим кормом.
Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Я наклею вам новые наклейки на тетради.