Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Ёлочная игрушка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Ёлочная игрушка».
Цель: Расширить представления детей о ёлочных игрушках.
Задачи.
- Совершенствовать грамматический строй речи (подбирать слова с противоположным значением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ёлочная игрушка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Образовывать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов, прилагательные от имени существительного, согласовывать числительные с существительными в роде).
- Продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук в слове.
- Активизировать словарь по лексической теме.
- Продолжать развивать речевое дыхание, зрительное, фонематическое восприятие, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к истории ёлочной игрушки, желание украсить ёлочку игрушками, сделанными своими руками.
- Создание положительного эмоционального фона радости, ожидания праздника.
Оборудование: Компьютер, ёлочка, массажный мячик, ватная ёлочная игрушка, хвойная веточка, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто наша гостья.
Носит дерево колючки,
Висят шишки как игрушки,
Наряжают в Новый год,
Вокруг водят хоровод,
Подарки под нее кладут,
Восхваляют там и тут. (Картинка 1).
Дети: Ёлочка.
Упражнение: «Приятный запах».
Воспитатель: Догадались, кто наша гостья? (Ответы детей).
Воспитатель: А что принято делать перед Новым годом? (Ответы детей).
Воспитатель: И мы с вами сегодня будем украшать ёлочку, посмотрите, какая она красавица, как пахнет!
Воспитатель: Я буду подносить веточку к носу каждого из вас, вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах хвои».
Упражнение: «Скажи наоборот».
Воспитатель: А сейчас рассмотрим нашу ёлочку :
Воспитатель: У нас ёлочка низкая, а бывает.
Дети: Высокая.
Воспитатель: У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает.
Дети: Толстый.
Воспитатель: У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают.
Дети: Короткие.
Воспитатель: Наша ёлочка ещё не украшена, чем украшают ёлочку?
Дети: Ёлочными игрушками. (Картинка 2).
Воспитатель: Моя бабушка рассказала, что в детстве она украшала ёлочку бумажными фигурками фей, ангелов, плела цепочки. А вот что я узнала из энциклопедии: В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы. (Картинка 3).
Упражнение: «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, вы можете назвать ёлочные украшения ласково? (печенье - печеньице, конфеты - конфетки, пряники - прянички, калачи - калачики, яблоки - яблочки, шишки - шишечки и т. д.)
Воспитатель: Потом появились игрушки из ваты : дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз, румяные яблоки, сочные груши, сливы, являлись символами изобилия. (Картинка 4).
Упражнение «Фокус».
Дуем с чашечки, элемент исследовательской деятельности, развитие речевого дыхания.
Положить детям на нос кусочек ваты и предложить подуть на неё :
Воспитатель: Какая вата?
Дети: Вата легкая, пушистая, белая, не имеет формы.
Воспитатель: Молодцы, поэтому её покрывали клеем, раскрашивали и получались вот такие игрушки.
Воспитатель держит ватную ёлочную игрушку, дети дуют и делают вывод, что дуть на неё сложнее, она тяжелее ваты. (Картинка 5).
Воспитатель: А ещё ёлочные игрушки делали из проволоки : звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки. (Картинка 6).
Игра: «Телеграф».
Воспитатель: Сколько в слове слогов? (дети нажимают на массажный мячик, определяют количество слогов в словах: звез-да, я-го-ды, цве-ты, ба-боч-ки, ло-доч-ки).
Воспитатель: А из жести (тонкий слой железа)., штампованные, раскрашенные фигурки животных, птиц. (Картинка 7).
Воспитатель: Были даже игрушки из медицинских ампул и колб. (Картинка 8).
Воспитатель: Из медной проволоки конструировали стеклянные игрушки, чаще всего геометрические формы. Какие геометрические формы мы знаем? (дети перечисляют). (Картинка 9).
Воспитатель: Картонные елочные игрушки раскрашивали или покрывали фольгой. Популярные темы: лесные животные, птицы, насекомые и др. (Картинка 10).
Игра: «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Ребята, нужно определить по первому звуку четвёртую лишнюю ёлочную игрушку : курица, попугай, пеликан, петух (курица, т. к. первый звук [к], а в других игрушках [п]- [пь]). (Картинка 11).
Воспитатель: В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз. (Картинка 12).
Воспитатель: А на макушке сияла пятиконечная, рубиновая звезда. (Картинка 13).
Воспитатель: Позже начали выпускать на фабрике «Ёлочка» стеклянные ёлочные игрушки. Мастера выдували домики, фигурки зверей, детей в шубках, часы, будильники. (Картинка 14).
Игра: «Угадай по персонажам сказку».
Воспитатель: Много игрушек было создано по мотивам сказок: Доктор Айболит, сказка о рыбаке и рыбке, Чиполлино, сказка о царе Салтане и другие. (Картинка 15).
Физминутка.
«Ёлочка».
Так наряжали ёлочку ваши бабушки и дедушки.
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (поднимаем руки вверх).
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
(опускаем через стороны, вниз).
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
(наклоны вправо, влево).
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются
(ходьба на месте, улыбка).
Игра «Ёлочные игрушки»
Воспитатель: Ёлку можно украшать разными игрушками. Поиграем в игру, какие игрушки, если они:
Из картона - (картонные).
Из бумаги -. (бумажные).
Из пластмассы -. (пластмассовые).
Из фарфора - (фарфоровые).
Из дерева - (деревянные).
Из стекла - (стеклянные).
Воспитатель: Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и …
Дети: Разбиться, можно пораниться.
Упражнение «Сосчитайка».
Воспитатель: Посчитаем наши игрушки длинным счётом : одна игрушка, две игрушки, … десять игрушек.
Воспитатель: Молодцы, ребята правильно посчитали.
Воспитатель: А у нас в России есть музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». (Картинка 16). В музее представлены более трех тысяч ёлочных игрушек! Нам и дня не хватит, чтобы их посчитать. И ещё в этом музее живёт Звёздочка, фея ёлочных игрушек. (Картинка 17). Она предлагает нам стать волшебниками, сделать ёлочные игрушки своими руками, и оставила волшебный рецепт: немножечко усердия, чуточку терпения, капельку усидчивости и все это залить фантазией и приправить хорошим настроением. Но для этого необходимо сделать волшебные движения пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
Перед нами ёлочка :
Воспитатель показывает ёлочку. (руки согнуты в локтях перед собой, пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, верхушка ёлочки).
Шишечки, иголочки,
Воспитатель показывает шишечки. (сжатые кулачки и «иголочки» растопыренные пальцы).
Шарики, фонарики,
Воспитатель показывает шарики. (ладошка со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх, «фонарики» так же обращены вниз).
Зайчики и свечки,
Воспитатель показывает зайчиков. (кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами, «свечки» сложенные ладони со сведёнными пальцами).
Звёзды, человечки.
Воспитатель показывает звёзды. (сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» положение «ушки» вниз).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас превращаемся в волшебников, а свою группу превращаем в волшебную мастерскую и принимаемся за дело.
Звучит новогодняя музыка. Дети делают ёлочные украшения. (Воспитатель контролирует процесс при необходимости помогает).
Итог.
Воспитатель:Наше занятие подходит к концу.
- Какое у вас настроение? (Ответы детей).
- Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.
Воспитатель: А сейчас мы будем украшать ёлочку. Украшая ёлочку, надо подержать в руках игрушку чуть подольше и загадать желание. Ведь каждая ёлочная игрушка, это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна.
Счастливого Нового года!
Занятие окончено.