Наталья Кучеренко
«Матрёшки-затейницы». Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки. Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать речь детей.
Задачи:
- Обогатить словарь детей за счё т понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка. Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки «ж», «ш», «с».
- Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки. Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивать речь детей.
Задачи:
- Обогатить словарь детей за счё т понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка. Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки «ж», «ш», «с».
- Развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Наглядное: дидактическая игрушка- матрёшка, карточки с изображением ответов на загадки, мольберт с магнитами. Обруч, аудиозапись народных песен.
Раздаточное: заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки, гуашь, салфетки.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: Утром встали малыши. В детский садик свой пришли. Все мы рады как всегда. Гости к нам пришли с утра!Давайте поздороваемся с ними ребята и подарим друг другу хорошее настроение!
Дети дарят улыбки.
А сейчас я приглашаю вас сесть на стульчики.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я сегодня когда шла в детский сад, нашла красивую коробочку. Посмотрела, а там лежит вот эта игрушка. (Показывает коробку, достаёт матрёшку). А вы знаете как называется эта игрушка?
Дети: Да, это матрёшка!
Воспитатель: Правильно, ребята, это матрёшка. Сейчас я расскажу про неё историю.
Давным-давно это было. Из далёкой страны Японии привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились и в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты они были уже по-русски: в сарафаны, фартучки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково- матрёшками.
Шесть кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут-
Их всех матрёшками зовут.
Эта игрушечка с сюрпризом…
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрёшечка богата?
Каждая Матрёшка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая матрёшка? Эта матрёшка любит всем загадывать загадки. Давайте все вместе скажем «ЗАГАДКИ».
Дети: Загадки!
Воспитатель: Пройдёмте со мной к мольберту с картинками, и послушайте матрёшкины загадки.
Воспитатель с детьми проходят к мольберту на котором весят картинки с изображением ответов на загадки. (Тактильные карточки)
Воспитатель: Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Дети: Заяц!
Воспитатель: Правильно, заяц. Кирилл, покажи картинку с отгадкой.
Ребёнок показывает картинку, воспитатель вешает её на мольберт.
Следующая загадка.
Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая
В сарай попала
Кур пересчитала.
Дети: Лиса!
Воспитатель: Правильно, лиса. Мила покажи картинку с отгадкой.
Ребёнок показывает тактильную картинку, (воспитатель предлагает потрогать зайку, задавая при этом вопросы:какая шубка у зайки. и т. д. ,воспитатель вешает её на мольберт.
Следующая загадка.
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд
А зимой сосёт он лапу.
Дети: Медведь!
Воспитатель: Правильно, медведь. Саша покажи картинку с отгадкой.
Ребёнок показывает тактильную картинку, воспитатель вешает её на мольберт.
А сейчас пройдём и сядем на стульчики.
Дети проходят на стульчики. Воспитатель достаёт вторую матрёшку из первой и ставит рядом.
Воспитатель: А эта Матрёшка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава её так и называется- чистоговорка. Давайте её вместе скажем «ЧИСТОГОВОРКА».
Дети: Чистоговорка.
Воспитатель читает чистоговорку, дети проговаривают звуки.
Ветерок в лесу- ш-ш-ш,
Ползёт уж в траве- с-с-с,
Прилетел жук- ж-ж-ж,
Спел комарик- с-с-с,
Са-са-са: в норе спит лиса,
Су-су-су: смотрим на лису,
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы,
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Достаёт третью матрёшку из второй и ставит рядом.
Эта матрёшка к нам пришла и считалки принесла. Дети очень любят бегать и играть, а выбрать водящего помогают считалочки. Давайте вместе скажем «СЧИТАЛОЧКИ».
Дети: Считалочки.
Дети выстраиваются в круг. С помощью считалки выбирается водящий.
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем- водишь ты!
Динамическая пауза: подвижная игра «Зайка».
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в беге, в подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.
Описание: По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, выбранный считалкой, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,- дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит!- шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть- хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать- прыгают на двух ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал!- воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим стульчикам.
Правила: Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»
Воспитатель достаёт четвёртую матрёшку из третьей и ставит рядом.
Воспитатель: А это матрёшка- веселушка-хохотушка. Сама любит веселиться и вас повеселить хочет. Послушайте её шутки-прибаутки. Давайте вместе скажем «ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».
Дети: Шутки-прибаутки.
Воспитатель: «Небывальщина»
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек- поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят.
По сучкам висят, полетать хотят.
Ребята, почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина»? Чего из того, о чём говорилось в шутке, не бывает.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята.
Достаёт пятую матрёшку из четвёртой и ставит рядом.
А эта матрёшка не любит сидеть на месте. Она любит играть. Давайте и мы поиграем в игру «Пильщики».
Дети начинают пилить руками вперёд / назад под слова воспитателя:
Завизжала пила
Зажужжала, как пчела,
Дети: ж-ж-ж-ж….
Треснула и стала,
Начинай сначала!
Воспитатель достаёт шестую матрёшку из пятой и ставит рядом.
Воспитатель: А эта маленькая Матрёшка- художница, она раскрашивает яркими узорами своих сестриц- игрушек-матрёшек. Вот они. Давайте и мы поможем раскрасить матрешек-сестричек
Дети проходят к столам с раздаточным материалом (заготовки для рисования, ватные палочки, гуашь, салфетки, садятся.
Воспитатель: Давайте поможем матрёшке- художнице раскрасить своих сестричек. А раскрашивать мы будем красками, с помощью ватных палочек. Посмотрите, как я это делаю.
Показываю приёмы раскрашивания на мольберте.
А теперь раскрасьте сами. (Включаю музыку"Мы матрёшки"в детск. исполнении)
Детям предлагается закончить рисунок (закрасить серединку цветов, горошины на платке).
Воспитатель: Нарисовали? А теперь выйдем из-за столов и полюбуемся, какие сестрички-матрешки получились красивые и нарядные.
Дети рассматривают работы, затем воспитатель предлагает им сесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали вместе с матрёшками- затейницами? Что вам особенно понравилось?
Ответы детей.
Давайте поблагодарим Матрёшек и попрощаемся с ними. Приходите к нам ещё матрёшки.