Ольга Мохова
Конспект занятия по развитию речи «Весенняя прогулка к бабушке на день рождения» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей по речевому и художественно-эстетическому развитию.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка; закрепить правильное, отчетливое произношение звуков, различительные особенности произношения сходных по артикуляции и звучанию согласных звуко, закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении; закреплять нахождение местоположения звуков в слове; укреплять речевой аппарат и совершенствовать произношение звуков методом повторения скороговорки; упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе антонимов – прилагательных, антонимов – глаголов, прилагательными, характеризующие свойства и качество предметов; упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов с противоположным значением, однокоренных слов; продолжать оказывать детям помощь в употреблении в речи слов в точном соответствии со смыслом, согласовывать слова в предложения: существительные с прилагательными; закрепить умения передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; продолжать закреплять знания о народном и национальном (на основе региональных особенностей) декоративно-прикладном искусстве, об изделиях народных промыслов, дымковских игрушках и их росписи, предложить расписывать бумажные силуэты, создать изображения по мотивам народной декоративной росписи, закрепить ее цветовой строй и элементы композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов, используя, бумагу в форме одежды, ритмично располагая узор.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : продолжать развивать речь, как средство общения; совершенствовать умение поддерживать беседу, диалогическую и монологическую речь; развивать фонематический слух; продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, развивать умения передавать в изображении основные свойства предметов, совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности, продолжать развивать чувство формы, цвета, пропорций, закрепить предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию декоративного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; продолжать совершенствовать умения детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Воспитательные: продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению, желание слушать художественные произведения, следить за развитием действия; продолжать воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности, воспитывать желания и умения взаимодействовать со сверстниками.
Интеграция образовательных областей.
ОО «Социально - коммуникативное развитие» продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радоваться хорошим работам товарищей; укреплять нравственные человеческие качества, уважительное, доброжелательное отношение к окружающим, людям старшего поколения. Продолжать воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих.
ОО «Физическое развитие» : продолжать обеспечивать гармоничное развитие детей, формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, пальчиковой гимнастики.
ОО «Познавательное развитие» : продолжать развивать воображение и творческую активность детей, восприятие, внимание, память, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов; повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки; повторить времена года, их отличительные особенности, продолжать развивать мелкую моторику, развивать логическое мышление.
Методические приемы: организационный момент, вопросно-ответная беседа, художественное слово, сюрпризный момент, словесная игра «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Чей хвост, чьи уши», объяснение, слайдовый показ, напоминание, физкультминутка «Мишка вылез из берлоги», продуктивная деятельность детей художественное рисование «Фартук», по мотивам народной росписи, рефлексия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : изготовление дидактических игр. Слушание произведений композитора А. Аверкина «Пробуждение природы», В. К. Орлова «Красная Шапочка».
ОО «Социально - коммуникативное развитие» : пополнение Центра речевого развития : альбомами, настольно печатными играми «Времена года», дидактическими играми «Герои любимых сказок», мнемотаблицами «Времена года».
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание альбомов «Времена года», слайдов с весенними явлениями в природе, подбор однокоренных слов «Назови ласково», противоположных слов «Скажи наоборот».
ОО «Речевое развитие» : проведение занятий по продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна», составление описательного рассказа по картине «Весна пришла», активизация словаря: упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов, чтение художественной литературы И. Емильянов «Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато «Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г. Скребицкий «Сказка о Весне», вспоминаем сказку Ш. Перро «Красная Шапочка». Беседа о видах сказок - волшебные, бытовые, русские – народные сказки, авторские. Беседа о весне, подбор прилагательных, рассматривание картины «Весенние забавы»,
ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет птиц», «Скворечники», «Речка-берег», разучивание физкультурной минутки «Мишка вышел из берлоги», пальчиковой гимнастики «На двери весит замок».
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности на занятии. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция иллюстративный материал на шипящие звуки. Солнце.
Раздаточный: Заготовки-фартуки на каждого ребенка, гуашь разных цветов, кисточки, банки для воды, салфетки, влажные салфетки для рук, подставки для кисточек, лучики солнца.
Словарная работа: волчий, заячьи, медвежий, беличьи, лисий.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
Слайд 1 (тема занятия).
Воспитатель (воспитатель организовывает детей) : я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу. Обратите внимание, какой сегодня прекрасный день, природа пробуждается, настроение веселое. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и поздороваемся с ними.
- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, русские – народные сказки, авторские)
-Чему нас учат сказки? (быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых)
- Я предлагаю попасть в сказку? Отгадайте, в какую сказку мы сейчас с вами попадё м:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите имя её! (сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»)
- Молодцы, отгадали загадку.
Слайд 2 (анимация – появляется Красная шапочка).
Воспитатель: Красная Шапочка собралась идти на день рождения к своей бабушке. Я предлагаю пойти вместе с ней.
- Скажите, где живёт бабушка Красной Шапочки? (на краю леса, на опушке леса)
- Тогда отправляемся в путь через весенний лес. (Слайд 3, музыкальная композиция) Дорога туда очень длинная и трудная.
- Скажите, какое время года сейчас? (весна)
- Правильно, весна. Какая она весна? (тёплая, красивая, ранняя, цветущая, зеленая, долгожданная)
- Посмотрите, мы оказались с вами в весеннем лесу, где светит солнышко, растет травка, поют птицы. Давайте поиграем с вами в игру «Подскажи словечко».
Игра «Подскажи словечко».
(Слайд 4) Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
(Слайд 5) Весной сосульки под солнцем (тают, капают)
(Слайд 6) Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
(Слайд 7) Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
(Слайд 8) Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт)
Воспитатель: Молодцы. Сколько красивых, весенних слов мы с вами назвали. Продолжаем наш путь дальше. (Слайд 9) Посмотрите, на дереве распустились листья. Они не простые. На каждом из них – задание для нас. (воспитатель снимает первый лист с дерева) Он нам предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот», я называю вам слово, а вы называете мне противоположное слово.
1 лист. Игра «Скажи наоборот»
День – ночь
чистота – грязь
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
смеется – плачет /ребенок/
закрыть – открыть /книгу/
надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: Молодцы, вы справились с эти заданием. Посмотрим, что приготовил для нас второй лист, я прочитаю скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, определите, какой звук повторяется в словах чаще и повторить скороговорку.
2 цветок «Назови звук»
Хомяк не хочет в зимний холод [х]
Дед Данила делил дыню [д]
Проворонила ворона воронёнка. [р]
Воспитатель: Молодцы, вы верно определили все звуки, отправляемся дальше в путь.
- (Слайд 10) Мы оказались на весенней полянке, где растут цветы, летают пчелы, комары, ползает уж.
- какой звук издает комар? [з].
А какой звук издает пчела? [ж].
Как шипит уж? [ш].
Воспитатель: Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар, поставьте картинку со звуком [з], где пчела – подберите картинки со звуком [ж], а цветочек, под которым ползет уж - картинку со звуком [ш].
(На магнитной доске три цветка, а под ними по одной картинки на каждый звук, ребенок, выбирает нужные картинки и передвигает к соответствующим цветкам).
- определите место нахождения звука. (определяют место нахождения звуков [з], [ж], [ш]. В начале, в середине, в конце слова).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.
Мы идём с вами дальше по лесу.
(Слайд 11) Посмотрите, мы пришли на полянку, где много лесных животных. Будьте внимательны, не шумите, чтобы не распугать животных.
Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»
Это сидит волк, у волка хвост (чей) - волчий
У зайца уши (чьи) - заячьи
У лисы хвост (чей) - лисий
У медведя хвост (чей) – медвежий
У белки уши (чьи) – беличьи.
Давайте назовем этих животных ласково:
Заяц - зайчик
Лиса-лисичка
Медведь-мишка
Белка-белочка.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте немного поиграем.
Физкультурная минутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад)
Вот он по лесу идёт. (Дети идут друг за другом по кругу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся (Дети поглаживают животики)
И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).
Воспитатель: Отдохнули? Идём дальше.
Слайд 12 (художник рисует природу).
Воспитатель: Кого же мы встретили на этот раз? Да это же лесной художник. Он рисует природу. Мы с вами идём на день рождения без подарка. Давайте станем художника и нарисуем подарки для бабушки. Ведь у бабушки фартук совсем стал старый. У вас на столах лежат силуэты фартуков. Нужно украсить фартук для бабушки узором. Для этого вспомните элементы народной декоративной росписи, эти элементы вы можете использовать для создания узора на фартуке. ( на слайде представлены росписи: дымковская, городецкая роспись, хохлома, мордовский орнамент).
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок,
Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны,
Покрутили (круговые движения пальцев от себя,
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Воспитатель: Можете приступать к работе.
(Под тихую спокойную музыку продуктивная деятельность детей. Воспитатель следит за работой детей, поправляет в ситуации затруднения).
- Вот подарки наши и готовы. Теперь можем идти на день рождения.
Слайд 4 (бабушка встречает с пирогами).
Воспитатель: Вот и бабушка нас встречает. Она рада видеть нас. Нужно поздравить бабушку с днем рождения.
Дети: Здравствуй, бабушка! Поздравляем с днём рождения!
Мы принесли для тебя подарки, это фартук, сделанный своими руками.
Рефлексия «Солнышко»
А нам пора возвращаться в группу.
(Дети и воспитатель подходят к мольберту с солнышком).
Мне понравилось наше путешествие к бабушке на день рождения, поэтому я прикрепила желтый лучик.
Молодцы, со всеми трудностями вы справились! Наше занятие окончено, можете быть свободны.
Литература:
1. 1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015
2. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева, [и др. ]; – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015
3. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ – А. В. Аджи – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 333 с.
4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий – В. В. Гербова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы – Под ред. В. В. Гербовой – М. : Просвещение, 2006. – 64 с.