Марина Крутых
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «То, чего не может быть. Небылицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«То, чего не может быть (небылицы)»
Цель: учить самостоятельно составлять небылицы, развивать связную речь, внимание, мышление, обогащать словарный запас, прививать интерес к игре со словами, упражнять детей в подборе антонимов.
Оборудование: картинки с небылицами, карточки к игре «Придумай небылицу».
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „То, чего не может быть, Небылицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Небылицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
I. Вводная часть. Организационный и мотивационный момент.
Чтение стихотворения Корнея Чуковского «Радость».
Рады, рады, рады
Светлые березы
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Воспитатель спрашивает у детей: Вам понравилось стихотворение? А что необычного вы в нем заметили?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, на березах не растут розы, а на осинах – апельсины, и вороны не поют соловьями, а ручьи из-под земли не текут сладким медом. Автор здесь написал о том, чего в жизни не бывает, не может быть. А как называется то, чего не бывает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, небыль.
II. Основная часть.
Такие смешные стишки называются перевертышами или небылицами. Небылицы – малый жанр фольклора, небольшие стихотворения, в которых речь идет о выдуманных историях. В основе небылицы то, чего не может быть. Небылицы люди придумывали на Руси давно, они служили для отдыха от тяжелой полевой работы, для развлечения в праздничные дни. Основой для небылиц служили разные смешные истории, в которых окружающая действительность менялась на противоположную, выдуманную. Потом эти смешные истории рассказывали скоморохи на ярмарках.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в слова. Скажем слово наоборот.
Небо-земля,
Пол-потолок,
Высоко-низко,
Шум-тишина,
Правда-ложь,
Огонь-вода,
Молодой-старый.
Воспитатель: Как называются такие слова?
Правильно. Антонимы. Антонимы – слова с противоположным значением.
Давайте, каждый придумает свою пару антонимов.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки и попробуйте отгадать небылицы.
Ответы детей.
Чтение небылиц с иллюстраций.
Физкультминутка:
Старый заяц сено косит (машем руками)
А лиса сгребает (сгребаем руками)
Муха сено к возу носит (шагаем на месте)
А комар кидает (бросаем руками)
Довезли до сеновала (крутим колеса-круговые движения руками)
С воза муха закричала:
- На чердак я не пойду (крутим головой в стороны,
Я оттуда упаду (шагаем на месте).
Игра «Слово заблудилось»
Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворения, вы должны внимательно слушать и подобрать правильные слова.
1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме.
Там ползет зеленый лук с длинными усами.
Воспитатель: Как вы думаете, лук может ползти? Кто же тогда ползет? Правильно, жук.
2. Врач напомнил дяде Мише: не забудьте об одном, обязательно примите десять цапель перед сном.
Воспитатель: Неужели врач назначил дяде Мише принимать цапель? Может такое быть? А что он должен назначить? Правильно, десять капель лекарства перед сном.
3. Забодал меня котел
На него я очень зол.
Воспитатель: Может ли котел забодать? А кто же тогда забодал мальчика? Правильно, козел.
4. Надевал на ножки
Варежки Антошка.
Воспитатель: Разве можно на ножки надевать варежки? А что же тогда мы надеваем на ножки зимой? Правильно, валенки.
А теперь давайте попробуем сочинить свои небылицы. Не забудьте: в основе небылицы лежит сочетание противоположных понятий. Например, жил на свете великан маленького роста. В небылицах возможны, например, такие сюжеты: животные меняются ролями друг с другом или с человеком (свинья гнездо свила и деток вывела, предметам приписываются несвойственные функции (выскочила палка с бабкою в руке, герои небылицы меняются ролями (из-под собаки лают ворота). Самое главное помните: чтобы сочинить небылицу, нужно вообразить себе картину, которую можно легко увидеть. Например, летом в лесу на деревьях растут зеленые листочки, грибы, звонко поют птицы. А теперь пусть все перепутается: летом на деревьях растут вкусные булочки и ароматные хлебцы. Под деревьями можно увидеть облака, а на небе после дождя появляются грибы. Они несутся в сторону высокой горы. Ну-ка сочините небылицы сами.
Ответы детей.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами изучали? Что нового вы узнали? Что такое небылицы? Понравилось ли вам наше занятие?