Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «То, чего не может быть. Небылицы»

Марина Крутых
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «То, чего не может быть. Небылицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«То, чего не может быть (небылицы)»

Цель: учить самостоятельно составлять небылицы, развивать связную речь, внимание, мышление, обогащать словарный запас, прививать интерес к игре со словами, упражнять детей в подборе антонимов.

Оборудование: картинки с небылицами, карточки к игре «Придумай небылицу».

Ход занятия:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „То, чего не может быть, Небылицы“» размещена в разделах

I. Вводная часть. Организационный и мотивационный момент.

Чтение стихотворения Корнея Чуковского «Радость».

Рады, рады, рады

Светлые березы

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Воспитатель спрашивает у детей: Вам понравилось стихотворение? А что необычного вы в нем заметили?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, на березах не растут розы, а на осинах – апельсины, и вороны не поют соловьями, а ручьи из-под земли не текут сладким медом. Автор здесь написал о том, чего в жизни не бывает, не может быть. А как называется то, чего не бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, небыль.

II. Основная часть.

Такие смешные стишки называются перевертышами или небылицами. Небылицы – малый жанр фольклора, небольшие стихотворения, в которых речь идет о выдуманных историях. В основе небылицы то, чего не может быть. Небылицы люди придумывали на Руси давно, они служили для отдыха от тяжелой полевой работы, для развлечения в праздничные дни. Основой для небылиц служили разные смешные истории, в которых окружающая действительность менялась на противоположную, выдуманную. Потом эти смешные истории рассказывали скоморохи на ярмарках.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в слова. Скажем слово наоборот.

Небо-земля,

Пол-потолок,

Высоко-низко,

Шум-тишина,

Правда-ложь,

Огонь-вода,

Молодой-старый.

Воспитатель: Как называются такие слова?

Правильно. Антонимы. Антонимы – слова с противоположным значением.

Давайте, каждый придумает свою пару антонимов.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки и попробуйте отгадать небылицы.

Ответы детей.

Чтение небылиц с иллюстраций.

Физкультминутка:

Старый заяц сено косит (машем руками)

А лиса сгребает (сгребаем руками)

Муха сено к возу носит (шагаем на месте)

А комар кидает (бросаем руками)

Довезли до сеновала (крутим колеса-круговые движения руками)

С воза муха закричала:

- На чердак я не пойду (крутим головой в стороны,

Я оттуда упаду (шагаем на месте).

Игра «Слово заблудилось»

Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворения, вы должны внимательно слушать и подобрать правильные слова.

1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме.

Там ползет зеленый лук с длинными усами.

Воспитатель: Как вы думаете, лук может ползти? Кто же тогда ползет? Правильно, жук.

2. Врач напомнил дяде Мише: не забудьте об одном, обязательно примите десять цапель перед сном.

Воспитатель: Неужели врач назначил дяде Мише принимать цапель? Может такое быть? А что он должен назначить? Правильно, десять капель лекарства перед сном.

3. Забодал меня котел

На него я очень зол.

Воспитатель: Может ли котел забодать? А кто же тогда забодал мальчика? Правильно, козел.

4. Надевал на ножки

Варежки Антошка.

Воспитатель: Разве можно на ножки надевать варежки? А что же тогда мы надеваем на ножки зимой? Правильно, валенки.

А теперь давайте попробуем сочинить свои небылицы. Не забудьте: в основе небылицы лежит сочетание противоположных понятий. Например, жил на свете великан маленького роста. В небылицах возможны, например, такие сюжеты: животные меняются ролями друг с другом или с человеком (свинья гнездо свила и деток вывела, предметам приписываются несвойственные функции (выскочила палка с бабкою в руке, герои небылицы меняются ролями (из-под собаки лают ворота). Самое главное помните: чтобы сочинить небылицу, нужно вообразить себе картину, которую можно легко увидеть. Например, летом в лесу на деревьях растут зеленые листочки, грибы, звонко поют птицы. А теперь пусть все перепутается: летом на деревьях растут вкусные булочки и ароматные хлебцы. Под деревьями можно увидеть облака, а на небе после дождя появляются грибы. Они несутся в сторону высокой горы. Ну-ка сочините небылицы сами.

Ответы детей.

III. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами изучали? Что нового вы узнали? Что такое небылицы? Понравилось ли вам наше занятие?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи «Следопыты» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: - расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений; - продолжать учить разгадывать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «То, чего не может быть. Небылицы»
Опубликовано: 29 января 2022 в 21:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «То, чего не может быть. Небылицы»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Крутых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД