Шемякина Анастасия Альбертовна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Цель. Развитие умений составлять рассказ по картине и придумывать к ней название.
Задачи:
1. Образовательные. -Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Рассматривание картины „Ежи“ и составление рассказа по ней“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
-Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
2. Развивающие. -Развивать воображение, словарный запас.
3. Воспитательные.
-Воспитывать интерес к жизни животных.
-Воспитывать бережное отношение к животным
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи»С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Артикуляционная гимнастика:
2. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель созывает детей в круг.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Как называется осенний месяц? (октябрь)
- .А сегодня в гости к нам спешит один зверек.
Чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала. (ёжик)
- Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ).
-А вот и ёжик к нам спешит. Посмотрите на него, что есть у ёжика?
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).
А сейчас нам надо сделать зарядку для глаз, чтобы они лучше видели.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила, -Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
По листве тихонько кистью поводила. -Посмотреть влево – вправо.
Пожелтел орешник и зарделись клены,- Посмотреть вверх-вниз.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи». Посмотрите, наш гость принес для нас картину.
- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название. Как можно назвать эту картину? (Ежата на прогулке, Семья ежей, Ежи). Давайте составим рассказ по этой картине.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа : «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют).
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать : «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть.
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать.
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)
Д: Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.
Д: Папа еж спит рядом.
Д: Ежиха смотрит на ежат.
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
В. Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал)
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
Давайте вместе с нашим гостем выполним физкультминутку.
Называется она "За грибами в лес идем, ведь ёжики любят собирать грибы.
За грибами в лес идем,
Маршируют на месте
Прыгают по кочкам.
Прыгают
А в лесу колючий еж
Руки сцеплены в замок, шевелят пальцами
Стережет грибочки.
Ты нас, ежик, не коли,
Подходят к ежику, грозят пальцем
А попробуй догони!
Убегают на свои места, ежик догоняет
А теперь давайте расскажем обо всех ежах вместе.
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная., охотиться…
Заслушивается ответ 2-3детей. Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
3. Организационное завершение
- Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. Давайте скажем нашему ёжику пока, ведь ему пора возвращаться домой.
-Скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?
О чем было трудно для вас рассказывать?
О чем (о ком) легко? (ответы детей).
Кто приходил в гости?
Что вы запомнили про ежей?
Рефлексия.
Посмотрите у вас есть на столах два грибочка. Белый гриб и лисичка. Если вы хорошо сегодня занимались, у вас все получилось, вам было интересно то выберите белый гриб, а если что-то не получилось или вам было очень трудно на занятие то лисичку. После того, как выбрали повесим наши грибочки на доску ежам.
Спасибо за работу, до свидания.