Писаренко Анастасия
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «РАННЯЯ ОСЕНЬ В СТИХАХ РУССКИХ ПОЭТОВ И В КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА»
Цель: Развитие интереса к русской поэзии.
Задачи:
Образовательные:
- создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства;
- закрепить знания детей о приметах осени;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И, И, Левитана“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- закрепить знания детей о творчестве русских поэтов, художников и композиторов.
Развивающие :
- обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами);
- развивать диалогическую речь детей. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отклик к поэзии поэзию, живописи, музыке, эстетический вкус;
- пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой.
Предварительная работа: наблюдение ранней осени в парке, на участке детского сада с воспитателями и родителями.
Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Ф. И. Тютчева.
Оборудование: картина И. И. Левитана «Золотая осень».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
Воспитатель: Почему вы решили, что сейчас осень? (Стало прохладно. Листья желтеют. Листья падают на землю и т. д.)
Воспитатель: Давайте послушаем отрывки из стихотворений русских поэтов и назовем фамилию, имя и отчество поэта.
Дети и воспитатель читают отрывки из стихов об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса (А. С. Пушкин)
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. К. Толстой)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера (Ф. И. Тютчев)
Воспитатель: Как вы думаете о ранней или поздней осени написаны эти стихи замечательных русских поэтов? (Эти стихи написаны о ранней осени.)
Воспитатель: Чем, какими словами из стихов можно доказать, что великие русские поэты А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев написали о ранней, а не о поздней осени? (Пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, обсыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят, есть в осени первоначальной и т. д.)
Воспитатель: Догадайтесь, почему раннюю осень называют золотой? (Листья желтого цвета, днем светит солнце, когда оно попадает на листья, деревья кажутся золотыми.)
Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Перед вами картина великого русского художника И. И. Левитана. Он жил очень давно, более ста лет назад. Был беден и рано умер. Больше всего на свете Левитан любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину : на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий, полу-увядший цветок, склонившийся к самой воде и на яркое солнечное небо над ними…Скажите какое это время года? (Осень.)
Воспитатель: Почему художник назвал картину «Золотая осень»? (На деревьях желтые листья, березы покрыты желтыми листьями, светит солнце, небо чистое.)
Воспитатель: Давайте с вами подберем отрывки из знакомых стихотворений об осени, которые подходят к картине Левитана «Золотая осень».
Дети подбирают строки с помощью воспитателя. (В багрец и золото одетые леса. Есть в осени первоначальной. Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера)
Воспитатель: Еще раз посмотрите на картину и составьте вопросы к ней. (Как называется картина? Почему она называется «Золотая осень»? Кто написал картину «Золотая осень»? Какие приметы ранней осени вы увидели на картине? Что нарисовано на картине слева? Что виднеется вдали? Вам понравилась картина Левитана? Почему она понравилась вам)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру: я вам назову два слова, а вы второе слово скажите по-другому.
Солнце осенью – осеннее;
Ветер осенью – осенний;
Небо осенью – осеннее;
Туча осенью – осенняя; и т. д.
Итог занятия :
Воспитатель: Кого вы знаете из русских поэтов, написавших стихи об осени? Назовите имя, отчество и фамилию каждого. (А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев).
Воспитатель: Какую картину о ранней осени мы рассматривали сегодня? Назовите художника. (И. И. Левитан)
Воспитатель: Подумайте, чем похожи стихи об осени и картина Левитана «Золотая осень». (Стихи и картина написаны о ранней осени. В стихах и картине описана красота русской природы. И поэты, и художник горячо любят Родину, Россию и ее прекрасную природу.)