наталья Клещёва
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам, или Проказы Бабы Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Окружной конкурс «Педагогический дебют»
Конспект НОД по развитию речи.
Тема: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги».
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа : старшая
Воспитатель: Клещева Н. А.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказкам, или Проказы Бабы Яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Павловск 2022
Цель:
Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным фольклором.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, ключевым словам, предметам;
- закреплять название русскихнародных сказок;
-активизировать речевую деятельность.
Развивающие :
- развивать внимание, мышление, умение разгадывать загадки;
-развивать коммуникативные навыки, умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам
- формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
Материалы и оборудование: сундук, посылка, чудесный мешочек, клубок, корзина с картинками из сказок,3 ключа, ёлочки, книга со сказками, мяч.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
(Дети входят вместе с педагогом, встают полукругом)
Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей).
Приветствие: «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята давайте улыбнемся нашим гостям и скажем им ДОБРОЕ УТРО! (хором говорят)
II. Основная часть.
Воспитатель: Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И, конечно, поиграть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, от кого она? И что внутри?Давайте посмотрим? Тут письмо. Хотите, чтобы я его прочитала? «Дорогие ребята, далеко-далёко за горами, за дремучими лесами, за тридевять земель находится наша волшебная страна Сказок.
Мы, жители этой страны дарим вам книгу с волшебными сказками, где добро всегда побеждает зло.» Скажите, от кого пришло письмо? (от жителей страны Сказок). А что ещё прислали жители страны сказок? (книгу с волшебными сказками).
Воспитатель: А вы любите сказки?
( Дети: Да.)
Воспитатель: Замечательно! А откуда берутся сказки?
( Дети: Их придумывают, пишут писатели, сказочники, народ)
Воспитатель: Молодцы, правильно! (ЕСЛИ ОНИ ОТВЕТЯТ)
А где же книга?
Книги нет, но, здесь какая то колонка, Прослушаем ее?
(Воспитатель достаёт колонку и включает).
«Дорогие детишки, девчонки и мальчишки, я украла вашу книгу и спрятала её в нашей волшебной стране в сундуке. А чтобы добыть эту книгу вам нужно найти ключ, выполняя мои задания. Желаю успеха, ха –ха! Баба Яга».
Воспитатель: Ну и Баба Яга, не может прожить, чтобы никому не навредить. Ребята, что же нам делать? (Отправится в страну Сказок). А вы, хотите отправиться в путь и найти книгу (Ответ Детей, да хотим) .Как вы думаете, мы сможем выполнить задания Бабы –Яги? ( Дети: Да.) А трудностей не испугаетесь?
( Дети: нет)
Воспитатель: Ну тогда чтобы нам попасть в страну сказок нужно волшебное заклинание. Давайте возьмемся за руки, закрывайте глаза. А я проговорю волшебные слова.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
В сказке мигом окажитесь
Открывайте глазки.
(Слайд сказочного леса на экране)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, где мы оказались (Ответ детей) Правильно, молодцы, в волшебном сказочном лесу.
Воспитатель: Скажите, а что мы тут ищем? (сундук) : А зачем? (нам необходимо найти книгу с волшебными сказками, чтобы мы могли её читать, сундук закрыт на замок и нам надо найти ключи. Где находится сундук – мы знаем? Кто, нам тогда укажет путь? (высказывания детей).
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет (Ответ детей). Это - волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится клубок в этом чудесном маленьком мешке. Я как раз его сегодня с собой захватила. (Открываю мешок, нахожу там клубок). - Ребята давайте по здороваемся с клубком. (Дети здороваются с клубком). Но для того чтобы он обрёл волшебную силу, нам нужно с вами называть сказки, и передавать клубок друг другу, чем больше вы назовёте сказок, тем больше волшебных сил будет у клубка.
Игра «Назови сказки» (дети передают клубок друг другу и называют сказку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно выполнили задание, потому что вы знаете много сказок!
Воспитатель: - Ребята, а вот и ключ (достаю ключ из мешка когда кладу клубок) Давайте с вами попробуем открыть сундук. (подходим к сундуку и дети пробуют открыть замок, затем пробую я)
Воспитатель: - Ребята это не тот ключ, он не подходит к замку. Тогда давайте с вами продолжим искать ключ. Вы согласны? ( Ответ детей: Да)
Воспитатель: Этот клубок укажет нам путь к волшебному сундуку. Ну что, идем за клубком? Не забываем, что мы в волшебном лесу и тут можно заблудиться. Поэтому я пойду первой, а вы за мной. Но чтобы клубок покатился, нам надо сказать волшебные слова. Я скажу, а потом вместе хором повторим. ( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова : «Нам клубочек помоги, к сундуку нас приведи!», клубочек покатился к следующему заданию.)
Воспитатель: Посмотрите, мы пришли на полянку с корзинкой. Давайте сядем и посмотрим, какое задание нам придумала Баба Яга.
Игра «Подбери пару»(высыпаю картинки на пол и находим пары). Ребята картинки из каких сказок нам здесь встретились (ответ детей).
Воспитатель: Правильно и с этим заданием вы справились, молодцы! Ребята раз мы правильно выполнили задание,то где-то здесь должен быть ключ. Давайте его поищем. (ключ на дне корзины). А вот и ключ! Может этот ключ подойдёт к волшебному сундуку? Ну что попробуем его открыть? (подходим к сундуку и пробуем открыть).
Воспитатель: Ребята, устали? Давайте отдохнем. Становимся в круг, я говорю слова и показываю движения, а вы повторяйте за мной.
К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли, (руки разводим в стороны)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули, (наклон влево)
И присели, и привстали (сели, встали)
И зайчонком поскакали, (прыжки на месте)
Руки наши разомнём, («замочек» раскрываем)
И замочки отопрём! («замочек» раскрываем)
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Нам пора опять в дорогу! Становитесь за мной. Давайте произнесем волшебные слова.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова и «Нам клубочек помоги, к сундуку нас приведи!», клубочек покатился к ёлке. Под ёлкой лежит конверт с загадками.)
Воспитатель: (под елкой лежит конверт, а в конверте загадки). - Ребята чтобы получить ключ, вы должны уметь отгадывать загадки. Я вам буду их читать, а вы будете говорить отгадки.
1. А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь).
2. На сметане был мешён,
В русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей,
И ушёл от них скорей. (Колобок).
3. Ах ты, Петя- простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Лиса и Петух).
4. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).
5. У Алёнушки сестрицы,
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси- лебеди).
6. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто – то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна лягушка).
Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, а в конверте ключ. (снова пробуем открыть сундук).
Воспитатель: Ну что двигаемся за клубком дальше? («Нам клубочек помоги, к сундуку нас приведи!», подходим к мячу)
Воспитатель: Игровое упражнение с мячом: «Дополни имя сказочного героя».
У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас я буду говорить первое слово, и кидать мяч, а вы называете следующее и возвращаете мяч мне обратно. ( Например: Крошечка- Хаврошечка)
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Баба- Яга, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Карабас-Барабас, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, а Баба Яга должна была вам уже и ключ приготовить. Но я его не вижу, а где же ключ от Бабы –Яги?- Давайте посмотрим, может он возле ёлочки где-то? (Дети находят ключ и мы идем открывать сундук, воспитатель открывает сундук и отдаёт детям книгу со сказками).
Воспитатель: Вы с прочтете эту книгу в группе. А нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте скажем спасибо за помощь нашему волшебному клубку, и попрощаемся с ним. (Дети говорят спасибо и прощаются с клубком).
Воспитатель: Чтобы вернутся обратно, я должна снова произнести волшебные слова. Давайте возьмёмся за руки закроем глаза. (слайд детского сада)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы в кругу опять.
Крепко за руки держитесь,
В детском саду окажитесь. (слайд детского сада).
III. Итог. Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными,выполнили все задания! Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Что мы искали? Что для вас было интересным? (Ответы детей (КНИГУ)
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. А сейчас вам пора возвращаться в группу. Давайте всем скажем
До свидания!