Алевтина Вячеславовна Кузнецова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень в стихотворениях А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Осень в стихотворениях А. С. Пушкина»
Цель занятия : Продолжить развивать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина. Способствовать формированию эмоционального отношения к стихотворениям.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Осень в стихотворениях А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
-обучающие: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения А. С. Пушкина;
-развивающие : развивать умение поддержать беседу по содержанию стихотворения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, свое понимание слов, развивать слуховое восприяте звуков природы;
-речевые: расширять словарный запас новыми словами- усадьба, подсвечник, чернила, секретер, увяданье, очи, багрец, сени, мгла; развивать звуковую культуру речи (звуки р, л, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими осень;
-воспитательные: воспитывать чуткость к стихотворениям, умение видеть красоту природы.
Материал и оборудывание: экран, компьютер, презентация, магнитофон, записи со звуками природы, книги с произведениями А. С. Пушкина, перо с чернилами, подсвечник со свечами, запись отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», карета с лошадью.
Предшествующая работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание картин, беседы на тему «Осень», рисование по мотивам сказок А. С. Пушкина.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Включается запись отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. : Ребята, отрывок из какой сказки мы сейчас послушали? Кто ее написал?
Дети : «Сказка о рыбаке и рыбке», ее написал А. С. Пушкин.
В. : Какие сказки Пушкина вы еще помните?
Д. : Сказка о золотом петушке. Сказка о Царе Салтане.
В. : Да, все эти сказки написал русский поэт А. С. Пушкин. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с Пушкиным и его произведениями. Ребята, хотите узнать где великий поэт написал свои самые известные проиведения?
.Д. : Да, хотим.
В. : Тогда мы с вами отправимся в путь в усадьбу семьи Пушкиных, который находится в селе Болдино Нижегородской области. Только как нам туда можно добраться, как вы думаете, ребята?
Д. : На автобусе, на поезде, на самолете.
В. : Да, на всех этих видах транспорта мы можем добраться до усадьбы. Но в те времена, когда жил А. С. Пушкин люди ездили в каретах, запряженными лошадьми. Хотите, мы тоже поедем в карете?
Д. : Да, хотим.
В. : Тогда присаживайтесь поудобнее. И в путь. (Включается запись со звуком цоканья лошадей)
Включается презентация с усадьбой Пушкиных в Болдино.
В. : Вот мы и доехали. Выходите, пожалуйста, с кареты. Посмотрите, вот это усадьба семьи Пушкиных. Усадьба- это дом и все, что находится рядом с этим домом: земля, сад.
А. С. Пушкин очень любил гулять по этому саду. Во время прогулок у него рождались самые красивые стихотворения. На экране картина «Пушкин за секретером». Включается запись шелеста листьев. Послушайте, ребята, что это за звуки?
Д. : Листья шелестят на ветру.
В. : Шелест листьев навеяло Пушкину написать следующее стихотворение. Послушайте его.
Унылая пора! Очей очарованье.
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В. : Ребята, о чем это стихотворение?
Д. : Про осень.
В. : Какое оно по настроению?
Д. : Грустное, немного веселое.
В. : Какие незнакомые слова вы услышали?
Д. : Унылая пора, очей очарованье, природы увяданье, багрец, сени, мгла.
В. : Как вы думаете, что значит слово «унылая»?
Д. : Печальная, грустная.
В. : Да, верно. Унылая пора- грустная, печальная пора (время). Поэт пишет о грустной поре- осени.
В. : Слышали ли вы слова «очи» и «очарованье»?
Д. : Нет, не слышали.
В. : Очи- глаза, очарованье- прелесть, очень красиво, очей очарованье- глаза видят прелестную красоту;
В. : Природы увяданье- высыхание растений: травы, цветов, листьев;
В. : Ребята, в какой цвет окрашиваются листья осенью? Лиза.
Лиза. : Листья осенью окрашиваются в желтый, красный, коричневый цвета.
В. : Багрец- красный цвет темного оттенка, в который окрашиваются листья.
В. : Мгла- темнота. Поэт говорит «унылая пора, очей очарованье» про осень.
В. : Как еще можно сказать про осень, какая она осень?
Д. : разноцветная, красивая, дождливая, золотая, ветреная, холодная, печальная, грустная.
В. : Послушайте еще раз это стихотворение.
В. : Ребята, хотите почувствовать себя поэтами?
Д. : Да, хотим.
В. : Тогда подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите это- секретер А. С. Пушкина. Раньше стол, за которым писали, читали назывался секретером. Ваня, Катя, Лиза, Антон, повторите. Здесь все предметы, которыми пользовались во времена Пушкина : перо с чернилами, подсвечник со свечами.
Воспитатель показывает как писали чернилами. Дети трогают, рассматривают все предметы.
В. : Все мы с вами окунулись в мир поэта. Может кому-то из вас захотелось тоже написать стихотворение? Семен, расскажи нам отрывок из сказки Пушкина. А другие ваши стихотворения мы послушаем в свободное время в группе.
Семен: Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра чистый изумруд.
В. : Спасибо, Семен.
А сейчас, ребята, давайте возьмем листочки и полетаем с ними как- будто в осеннем саду.
Физкультминутка «Листья осенние»
В. : Садитесь, ребята, на свои места.
А. С. Пушкин очень любил осень. И написал о ней много стихотворений. Послушайте, пожалуйста, еще стихотворение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, (на экране Осенний лес)
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман, (на экране Туман)
Гусей крикливых караван (включается запись с криком гусей)
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В. :Этот отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин», который написал А. С. Пушкин. Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникают после чтения этого стихотворения?
Д. : Грусть, печаль, скука.
В. : Как можно назвать это стихотворение.?
Д. : (Придумывают название несколько вариантов) : Печальная осень, скучная пора.
В. : Хорошо, а сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение еще раз внимательно. После прослушивания скажите мне: что лежит на полях осенью, караван каких птиц тянется к югу.
Д. : На поля ложится туман. Осенью караваны гусей улетают в теплые края.
В. : Верно, ребята. Вот такую осень видел А. С. Пушкин. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось сегодня.
Д. : Нам понравилось ехать в карете и писать на бумаге пером.
В. : А что нового вы узнали о поэте А. С. Пушкине?
Д. : Мы узнали, что Пушкин больше всего любил время года- осень.
В. :Что ж, ребята, пришло время нам с вами возвращаться домой. Сейчас мы с вами снова сядем в карету и поедем домой.
Включается запись цоканья лошадей.
В. : Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо всем за такое интересное путешествие.